Почти половина граждан (48%) в той или иной степени считают необходимым вернуть в российские паспорта графу «национальность», выяснили социологи Левада-центра, опросив в конце октября около 1600 человек. В феврале прошлого года таковых было на 10% меньше. Количество тех, кто считает, что специальная графа «национальность» в паспорте не нужна, с февраля 2010 года сократилось с 45% до 38%.
С идеей вернуть в паспорта существовавшую в СССР «пятую графу» накануне думских выборов выступило руководство КПРФ. «Мы настаиваем на возвращении в паспорт графы «национальность». Во всех регионах, где мы выдвигали это предложение, мы пользовались поддержкой среди населения», — заявил журналистам в конце октября секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов.
Такая инициатива фактически отражает настроения диаметрально противоположных групп населения, сходящихся на необходимости возврата графы «национальность». Это и националисты (притом не только русские), и те, кто тоскует по временам в известной степени фиктивного советского интернационализма.
Того самого, когда главной целью государства было создание новой исторической общности людей — советского народа. При этом в СССР указание национальности в паспорте и других документах носило обязательный характер. И многим отравляло жизнь: дискриминация людей по «пятой графе» стала частью советской действительности.
Советская идентичность не состоялась, не состоялась и российская. Заморозка и шок от распада империи отошли, и теперь все больше россиян пытаются обрести идентичность национальную, что само по себе не является чем-то ужасным. Но ее реализация в виде записи во внутреннем, общегражданском паспорте говорит о том, что другие механизмы утверждения этой идентичности отсутствуют или не работают. А возможность использования этой самой «пятой графы» как дополнительного основания для дискриминации — это действительно беда. Главная же проблема по-прежнему в том, что в России не живут россияне: в стране как не было, так и нет единой гражданской нации.
В результате за возврат графы «национальность» с равными основаниями могут выступать как люди, которые склонны выставлять напоказ собственную национальную гордость, так и сторонники разделения, сегрегации по национальному признаку.
Есть и совершенно карикатурные примеры. В частности, житель Москвы обратился в Тушинский суд столицы с требованием вписать в его общегражданский паспорт графу национальность, указав, что он «Представитель Великого Коренного Русского Народа» — все с большой буквы, или же «Великоросс». Пресс-секретарь суда рассказала, что ранее он обращался с такой просьбой в районное УФМС, где ему отказали, а также что на фотографии в паспорте истец изображен в старинной домотканой рубахе. В общем,
при наличии законного права людей на самовыражение более печальную пародию на то, чем должна быть современная Россия, чем фотографии на паспорт в национальных костюмах, придумать трудно.
В нынешних условиях возврат графы «национальность» в паспорта мог бы смотреться как внешняя победа той части населения, которая считает русских едва ли не главными жертвами распада СССР и полагает, что в результате именно русская нация осталась без своего государства. Просто потому, что русских в России по-прежнему подавляющее большинство, хотя демографический состав населения в ближайшие десятилетия неминуемо будет меняться.
Однако и для сторонников лозунга «Россия для русских», и для тоскующих по советским временам возвращение «пятой графы» не станет большим утешением.
Вся Россия все равно не будет ходить в кокошниках или паранджах, а вот угроза дальнейшего разделения граждан по национальному признаку действительно велика. И возврат графы «национальность» может стать дополнительным фактором для размывания России как государства всех граждан, независимо от их национального происхождения.