Мое крайне законопослушное сознание (кроме систематического превышения скорости на дороге, сроду не нарушал никакие законы) после недавних известных заявлений «сами знаете кого» постигло разочарование. Законных, цивилизованных способов влиять на власть и инициировать смену опротивевших руководителей государства нет. И при оных уже не будет. Ключи к их уходу более не лежат в правовой плоскости.
В России ни на что существенно не влияют высшие суды. Постановления и определения Конституционного суда демонстративно игнорируются на местах. Пара примеров только из практики.
В 2007 году у юриста нашей партнерской организации в Чебоксарах Дениса Федорова милиция провела незаконный обыск дома. Постановление судьи, основанное на липовом рапорте оперативника, было отменено. Действия милиционеров в ходе обыска признаны судом незаконными. Юрист пошел в суд за компенсацией и получил отказ: дескать, не положено. Конституционный суд по его жалобе признал за ним право на такую компенсацию, потребовав пересмотреть решения. Верховный суд Чувашии свое решение формально отменил и... вновь отказал.
В 2010 году в Тольятти руководство Автозаводского РОВД уволило позволившего себе публичные критические высказывания участкового Алексея Мумолина. В местных судах он, ясное дело, проиграл. Конституционный суд его жалобу в мае удовлетворил, признал за ним и всеми другими госслужащими право на публичную оценку своего начальства. Этим же постановлением судьи обязали решение об увольнении пересмотреть. Местные судьи пересмотрели и... оставили все без изменений. Плевать они хотели на мнение Валерия Зорькина со товарищи.
Публичная история с выяснением отношений престарелых судей Верховного суда России с главой Мосгорсуда Ольгой Егоровой дискредитирует скорее первых. Это они своими пленумами по делам об арестах, по делам о должностных преступлениях или последним, по делам об экстремизме, не в состоянии никак повлиять на откровенную и циничную связку начальник отдела полиции – председатель райсуда на местном уровне.
Верховный суд в 2011 году признал нарушающим федеральное законодательство приказ Министерства транспорта, позволяющий отстранять летчиков от полетов при наличии у них «вирусоносительства». ВИЧ-положительный пилот из Подмосковья, интересы которого представляли наши юристы, так и не смог после этого восстановиться на службе.
Московские мировые судьи и суды общей юрисдикции не дают никаких шансов победить у представителя власти. Обеспечивается полная блокада – с ухмылками судей, с четким понимаем сути спора, и ... однозначным и бессмысленным для обжалования отказом в каких-либо требованиях.
Высший арбитражный суд России в июле этого года принял знаковое для многих некоммерческих организаций страны постановление по делу Ассоциации АГОРА против налоговой службы. Средства иностранных доноров, если они содержат все признаки пожертвования, не облагаются налогом вне зависимости от упоминания их в путинском перечне «лояльных иностранных организаций». Вопреки этому решению, как, впрочем, и здравому смыслу, налоговая в Петербурге выкатывает претензии Фонду «Стратегия» на сумму 4,5 миллиона рублей ровно по тем же основаниям. И снова с подтекстом «а плевать хотели».
Судьба Европейского суда по правам человека и влияние его решений на российскую действительность не менее досадная.Страсбург вынес больше 200 решений по «чеченским делам»: в каждом пытки, убийства, исчезновения, произвольные аресты, бомбежки сел. Прямые указания на войсковые части и их командиров. Взысканные суммы исчисляются десятками миллионов евро из российского бюджета. И что? А ничего не меняется. Военачальники, вроде нынешнего командующего Приволжско-Уральским военным округом, продолжают служебный рост. Кадыровcкая администрация продолжает тратить федеральные деньги ( из них в основном и состоит республиканский бюджет) и насаждать средневековье в мозгах и на улицах.
Менты, называемые теперь полицейскими, как пытали задерживаемое население, так и продолжают. Суды занимаются волокитой, врачи залечивают насмерть, тюрьмы гноят, приставы бездействуют, митинги разгоняются.
Обнаруживается полнейшая импотенция судебной системы в ее способности влиять на окружающую действительность. Начальника в России «завалить» через суд невозможно. Не говоря про зарвавшийся тандем, депутатский корпус, местных князьков и полицейских руководителей.
Отсюда следует вывод – смена нынешней элиты произойдет в случае событий экстраординарных. Это может быть взлет курса доллара выше 40 рублей. Или падение цены на нефть ниже 60 долларов на баррель. На судьбе властей может серьезно сказаться и резкая активизация бандформирований на Северном Кавказе или массовые выступления националистов против мигрантов.
Судебная система работает только в здоровом обществе, причем как способ внутреннего самоочищения и саморегуляции. В России, что теперь ясно, четко и предельно очевидно, ситуацию сможет изменить только внешний для власти фактор – бандиты, мужики с вилами и двустволками, баррель или доллар.