Российское правительство сообщило действительно хорошую и очень важную новость. С субботы в стране начнет действовать «электронное правительство». Правда, не в полном объеме, а только на федеральном уровне, но и это уже большой шаг вперед. Процесс обхода ведомственных инстанций с различными бумажками должен быть прекращен, восторжествует принцип «одного окна», согласования, разрешения, резолюции станут перемещаться между ведомствами со скоростью света. Серьезно увеличится прозрачность действий бюрократов. Упадут издержки бизнеса.
По оценке министра экономики Эльвиры Набиуллиной, только на услугах Росреестра «может быть сэкономлено не менее миллиарда рублей в год».
Полномасштабное введение «электронного правительства» в идеале граничит с социальной революцией. Это технологическое, казалось бы, управленческое решение (опять же в идеале) должно поменять природу бюрократии, существенно сузив значение «-кратии» в этом термине. Конечно, правовые нормы, регламентирующие нашу частную жизнь и хозяйственную деятельность, далеки от совершенства, предъявляют слишком много требований со стороны государства к частным вопросам и оставляют возможности для злоупотреблений. «Электронное правительство» этого не отменит. Однако как кодификация права в обществах с жестокими феодальными законами расширяла гражданское пространство и создавала предпосылки для последующего смягчения нравов, так и эти эфемерные с виду новшества вполне способны увеличить степени нашей свободы. И соответственно уменьшить всевластие бюрократии — даже лишить ее части административной ренты, собираемой со страны просто по праву сильного.
Если это настоящий успех разработчиков и реформаторов, им нужно сказать большое спасибо за проделанную работу и пожелать дальнейших успехов. Распространить новую практику на регионы и муниципалитеты нам обещают уже к лету следующего года, а потом правительству и местным властям предстоят непрерывные усилия по поддержанию ее в работоспособном состоянии. Усилия причем и технологические, и, так сказать, политические. Потому что хорошо работающее «электронное правительство» просто обязано вызывать «сопротивление материала» вплоть до саботажа.
Вроде бы, судя по разрекламированному Набиуллиной разделу сайта агентства «Интерфакс», который мониторит готовность ведомств к «промышленной эксплуатации веб-узлов», эта готовность весьма высока: 100% у Минздрава, МВД, Росреестра и еще двух ведомств, от 40% до 75% у четырех других. Настораживает, правда, что «Интерфакс» честно пишет: «Данные получены на основании самоотчета ведомств». А также то, что еще летом ничего не было готово. Эксперты отмечали и явные попытки сделать так, чтобы можно было отчитаться о введении «электронного правительства», а суть всего мероприятия, вредную для правящего класса, нейтрализовать тихими и незаметными поправками. В июне Госдума поправила соответствующий закон, внеся туда «перечень из 18 типов документов, которые граждане все равно должны будут предоставлять лично». Так что
попытка девальвировать концепцию, судя по всему, удалась. Насколько велик ущерб, нанесенный этим самой идеологии электронного документооборота, мы поймем на практике.
Если, конечно, таковая будет. Руководитель аппарата правительства Вячеслав Володин, явно намеренный стать главным героем реформы, объявляя о грядущем счастье, подстраховался, предупредив о возможных сбоях в работе системы: «В любом случае взаимодействие между ведомствами должно быть осуществлено любым способом, хотя бы и с помощью курьера, если не сработает электронная система». Ну что ж, значит курьеры сохранятся и в новом мире.
Что же будет, если граждане, решившие воспользоваться открывающимися возможностями для решения личных или коммерческих вопросов с бюрократией, столкнутся с тем, что система не сработает — по техническим или каким другим причинам? Эльвира Набиуллина опять же порадовала: готовятся поправки в законодательство, которые дадут право из-за этого подать на начальников в суд. Важное уточнение — чтобы помочь в этом гражданам, в суд, кажется, будет по их жалобам обращаться прокуратура. Если при такой заботе о нашем душевном спокойствии для особо скандальных людей все-таки сохранится возможность обойтись в этом деле без прокурора — слава Богу. Если нет — сами понимаете, что будет со всеми этими жалобами. В целом, хотя за то,
как именно воплотится у нас «электронное правительство», тревожно, очень хочется поверить в серьезность высокопоставленных чиновников, нам его обещающих. Потому что, если они обманут, поправить дело будет очень тяжело.
Ведь по «самоотчетам» оно все-таки будет, и любые дальнейшие поползновения прижать бюрократию с помощью хитрых современных новшеств будут пресекаться со словами: «У нас все это уже есть, а что не работает, так это временные сложности». Которые, как известно, и есть самая постоянная вещь на свете.