Сегодняшние вовсе не сенсационные, давно ожидаемые, но от того не менее важные заявления на съезде «Единой России» о том, что Владимир Путин возвращается в президенты, а Дмитрий Медведев поведет партию власти на выборы в Думу, если очистить их от идеологической мишуры, означают одно: у руля остается все та же группа товарищей. И новая безыскусная «рокировка» — всего лишь самый надежный способ сохранить то, что достигнуто за 11 лет непосильного труда. Своих людей на всех ключевых постах в правительстве, в регионах, в госкомпаниях. Контроль за всеми финансовыми и сырьевыми потоками в стране. Идеологический контроль над гражданами через государственные и окологосударственные СМИ. Подконтрольные суды и полицию, главная функция которой, как и прежней милиции, четко выполнять команду «фас» против любого вида несогласных.
Рокировка означает, что нужно оставить бессмысленные мечтания о каких-либо переменах. Все будет так, как было при Путине. Путине, который в общем-то никуда и не уходил.
То, как Медведев отказался не от дальнейшего участия в политической жизни, а от власти, от борьбы за эту власть, от борьбы за свой проект страны, говорит о том, что ни этой власти, ни своего проекта у него никогда и не было. Была лишь видимость. И такой же видимостью, такой же иллюзией были и надежды тех, кто верил в какие-то либеральные реформы, в модернизацию, в гуманизацию, в борьбу с коррупцией и чиновным произволом, в поддержку свободы слова и в политическое раскрепощение страны. После сегодняшней «Каноссы в Лужниках» иллюзий не должно остаться даже у самых стойких поклонников действующего президента. Форма, в которой он отказался от власти, не дает ни малейших оснований рассчитывать на то, что на обещанном ему нынешним председателем правительства Путиным премьерском посту Медведев сможет провести какие-то преобразования. Если Медведев не смог изменить страну, обладая почти безграничной, по российской Конституции, властью, то сомнительно, что он сможет сделать это, занимая пост, которого может лишиться в любой момент буквально росчерком президентского пера. Впрочем,
повестка предвыборного съезда «Единой России», как и повестка власти вообще, посвящена не тому, как нам изменить Россию, а тому, как ничего не менять.
Весь мир сотрясается от финансовых, экономических и политических проблем. Весь мир, три года безрезультатно пытаясь преодолеть последствия финансового кризиса, сегодня ломает голову, как избежать затяжной рецессии. А критически зависимая от экспорта сырья Россия озабочена лишь тем, как поудобнее рассадить членов команды по начальственным креслам.
Выступление пока еще отвечающего за экономику Владимира Путина на съезде ЕР будто списано с речей советских премьеров на съездах КПСС. Много про успехи и заслуги: про рост рождаемости, про повышение пенсий, про подъем сельского хозяйства. Немного про проблемы и про необходимость вместо 4-процентного выйти на 6–7-процентный рост ВВП в год, чтобы «войти в пятерку крупнейших экономик мира» (для сравнения: ВВП Китая, второй экономики мира, много лет растет на 10 и более процентов в год, Индии – на 8% — ред.).
Про угрозу «потерянного десятилетия», о которой в кулуарах саммита министров финансов «большой двадцатки» заявил российский вице-премьере Алексей Кудрин, о том, что в случае мировой рецессии и снижения цены на нефть ниже $60 за баррель серьезного спада не избежать и России, разумеется, ни слова. Вместо этого – обещания с богатых брать больше налогов, а бедным увеличить зарплату. И как кульминация популизма — «золотое правило: не человек для государства, а государство для человека».
Что это за «государство для человека» от Путина, хорошо известно. Государство, где своим все можно — остальным закон. Государство, где все, что нельзя купить за деньги, можно купить за большие деньги.
Государство, которое до основания разъедено коррупцией. Государство, где есть каста небожителей с мигалками и есть все остальные. Государство, которое «встало с колен» таким образом, что не имеет ни друзей, ни союзников. Государство, в котором уже скоро не останется летающих самолетов и нетонущих пароходов, но пока еще много нефти и газа. Государство, где молодежь мечтает или об отъезде, или о «Газпроме».
В этом государстве люди настолько отучились думать и выбирать, что большинство с облегчением выдыхает: «Путин возвращается».
Путин возвращается. А значит, болото российской жизни консервируется минимум еще на 6 лет. И все продолжится: ветшание промышленных и инфраструктурных объектов, деградация образования и науки, борьба с инакомыслием под видом борьбы с экстремизмом, рост националистических и ксенофобских настроений, которые власть все так же неумело будет пытаться оседлать, войны с коррупцией, приводящие лишь к ее росту, закручивание политических гаек, дальнейшая изоляция России в мире.
Если, конечно, предрекаемое Алексеем Кудриным «потерянное десятилетие» не превратится в «десятилетие потрясений». Когда нефтяных пряников перестанет хватать даже для поддержания сегодняшней нищеты, те же самые люди, приветствующие сегодня консервацию России, захотят перемен.