Взрыв грузового корабля «Прогресс М-12М», чьи обломки после взрыва в воздухе упали куда-то в алтайскую тайгу, привел к естественным технологическим последствиям. Космические запуски с использованием ракет-носителей «Союз» временно приостановлены в связи с неудачным запуском грузового корабля «Прогресс М-12М» с Байконура, сообщили «Интерфаксу-АВН» в ракетно-космической отрасли.
Но авария «Прогресса», первая в постсоветской истории России, выходит за рамки собственно космических или военных неудач, к которым мы уже привыкли. Ракеты взлетают через раз, спутники не выходят на орбиты, истребитель пятого поколения (на котором стоит двигатель четвертого) чуть не взрывается на земле прямо перед публикой на главном авиакосмическом салоне страны.
Эта авария — визуализация модели развития страны, избранной властью при попустительстве народа.
В России нет полноценной национальной экономики. В алтайскую тайгу упали обломки экономики советской, 75% которой было завязано на ВПК (в том числе на космос). В России удалось создать изрядно деформированный госкапитализмом рынок, с относительной свободой торговли, обменом валют, но не новую промышленность и не новую национальную рыночную экономику.
Весь основной ВВП нам по-прежнему дают добыча нефти и газа из советских месторождений на советском или на импортном оборудовании, а также производство советских образцов оружия на экспорт в страны очень третьего мира. Часть из этих стран теперь, после падения известных режимов, может перестать покупать наше оружие. «Рособоронэкспорт» уже оценил российские потери в торговле оружием от свержения Каддафи в $4 миллиарда. Но даже без смены авторитарных режимов по всему миру, затаривающихся российским оружием (которое, по разработкам тоже советское, делается преимущественно советскими кадрами на отечественном или импортном оборудовании советских времен), это оружие, как и вся наша экономика, умирает по чисто геронтологическим причинам — от старости.
Поэтому перед Россией стоит задача не просто модернизации, не просто создания инновационной экономики вместо сырьевой. Надо создавать хоть какую-нибудь собственно российскую экономику, а не доедать крошки неэффективной советской.
Энергоресурсы пока позволяют нам решать продовольственные проблемы за счет импорта. Но разработку альтернативных источников энергии не остановить. Нефть и газ в обозримом будущем неизбежно потеряют в цене, и у России исчезнет один из двух существенных источников дохода, на который она пока способна. Второй источник — оружие и экспорт космических технологий — исчезает уже сейчас, с каждой очередной неудачей космической отрасли или скандалами вокруг отказа стран-покупателей от российского оружия, которые тоже множатся. А начало закупки Россией иностранного вооружения и нескончаемый конфликт вокруг гособоронзаказа только подтверждают эту тенденцию.
Причем очевидно, что показушными проектами вроде «Сколково» новой российской экономики не создать. В сущности, «Сколково», даже если этот проект окажется успешным, изначально задумано как исключение из правил, как некая резервация экономической свободы на территории России. Но как раз отсутствие достаточных экономических и политических свобод не дает стране заниматься содержательной трансформацией экономики. Нужны инструменты и институты полноценной экономики. Реальные гарантии собственности. Суды, которые судят по закону. Настоящие политические партии, которые готовы в случае прихода к власти в честной конкурентной борьбе (политическая конкуренция влияет на качество экономики не меньше, чем собственно экономическая) проводить политику стимулирования экономической активности населения.
Реальная главная цель того, что наша власть называет модернизацией, как раз и состоит в создании новой, постсоветской, национальной российской экономики.
Той, в которой национальным достоянием будет не «Газпром», а миллионы новых частных предпринимателей — свободных граждан, новые частные предприятия высокотехнологичных отраслей, новые выдающиеся российские ученые, которые будут иметь возможность полноценно интегрироваться в мировую, трансграничную по сути, науку, не спасаясь профессиональным бегством из России.
Падение обломков космического корабля под названием «Прогресс» в глухую тайгу в высшей степени символично. Прогресс у нас только в кавычках, а Россия по уши увязла в таежной экономике третьесортной страны со сверхдержавными амбициями.