Вице-премьера Дмитрия Козака удивила забывчивость отвечающих за ЖКХ чиновников и связанных с ними бизнесменов. «Собрали деньги под модернизацию жилищно-коммунальной инфраструктуры и забыли», — сказал он на селекторном совещании по подготовке к зиме. Рентабельный, надо заметить, склероз.
Тема жульничества в ЖКХ возникает регулярно. В начале весны Дмитрий Медведев услышал от начальника контрольного управления своей администрации Константина Чуйченко о том, что
только в Центральном федеральном округе и только предназначенных на модернизацию отрасли средств выведено за рубеж 25 млрд рублей. А это далеко не единственный механизм извлечения ненадлежащей прибыли: эксперты говорят о повсеместном завышении платы за коммунальные услуги на 30—50%.
Разумеется, президент назначил тотальную проверку с привлечением всех наличных контролеров. Эффект, впрочем, пока невелик. Дмитрий Козак спустя 4 месяца грозит коммунальщикам тюрьмой и напоминает про остающееся в силе «поручение по ужесточению контроля за деятельностью жуликов от ЖКХ». А в формулировке звучит признание крайнего неблагополучия: жуликов положено не контролировать, а гнать.
Масштабная инфраструктурная реформа, имеющая огромное социальное значение, стоящая миллиарды и потребовавшая создания госкорпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ» на деньги, в частности, изъятые у структур ЮКОСа, не стоит на месте. Но и не движется вперед. Совершенно очевидным образом она воспроизводит и усугубляет коммунальные проблемы, вместо того чтобы приближать нас к их решению. Несмотря на попытки сдерживать коммунальные тарифы, за последние годы они возросли на несколько сот процентов. Благоприятная среда для привлечения конкурентоспособного бизнеса не создана, зато
частные предприятия, находящиеся под полным контролем муниципальных чиновников и почти полностью вне контроля граждан, успешно выполняют функцию выкачивания средств из кармана плательщика при крайне низкой отдаче.
Сложности, с которыми сталкиваются реформаторы отрасли, имеют, конечно, объективные причины. Само строение коммунальной инфраструктуры в СССР, а теперь в России никак не располагает к легкому рыночному подходу с упором на частную инициативу и конкуренцию. Отопление, сети электрогенерации, газоснабжение, канализация и так далее — все эти составляющие хозяйства больших городов созданы и приспособлены к сосуществованию в рамках монопольных, централизованных, огосударствленных структур. Не удивительно, что для вхождения сюда независимого предпринимателя, ставящего целью извлечение прибыли за счет повышения эффективности обслуживания, нужны какие-то совсем уж тепличные условия. Ничего подобного ему никто, и государство в том числе, не предлагает.
Так что он в такой ситуации вряд ли полезет со своей инициативой туда, где все уже схвачено, где псевдочастные управляющие компании успешно обслуживают финансовые интересы муниципалов, призванных их контролировать. Может, оно и к лучшему, потому что
отрасль настолько не готова к нормальным частным инвестициям, что их приток скорее ее окончательно парализует, чем принесет сейчас пользу.
В этой ситуации основную надежду следовало бы возлагать на самодеятельность граждан. Точнее, жильцов. Не случайно происходит столько скандалов с мошеннически создаваемыми по наводке чиновников товариществами собственников жилья: выгодополучатели именно таким способом пытаются нейтрализовать единственную реальную угрозу их интересам — возникновение настоящих ТСЖ, в которых находятся люди, готовые биться за каждую копейку из кармана жителей дома. Это тот печальный случай, когда рассчитывать на успех частного поставщика услуг не приходится и следует опираться на упрямство и жадность потребителей.
Что же до тотальной проверки ЖКХ, которая продлится до 1 декабря, — нет никаких оснований считать, что очередная кампания властей по полицейскому администрированию отрасли принесет сколько-нибудь значительные плоды. Контроль над жуликами — занятие увлекательное, но в системе ЖКХ честные капиталисты почти не выживают.