Дмитрий Медведев подвел итоги политического сезона и назвал его «весьма и весьма продуктивным». Сезон, конечно, можно считать закончившимся, только если применить чисто формальные основания — парламент уходит на каникулы до осени.
Граждане России вряд ли согласятся с тем, что жизнь страны протекает по графику работы такой не слишком уважаемой инстанции, как Государственная дума.
Но других критериев нам не предложено.
Президент похвалил депутатов за закон о полиции и, соответственно, переаттестацию в МВД, либерализацию уголовного законодательства и планы по снижению барьеров для деятельности политических партий. Успехи не бесспорны.
Закон о полиции, как выяснилось недавно, не прошел даже бюрократическую экспертизу на коррупционность в Минюсте, на том только основании, что вносил его сам президент, а не федеральные органы исполнительной власти. Причем Дмитрию Медведеву об этом не доложили. Неправительственная же экспертиза и вовсе охарактеризовала нормы этого закона (он рекламировался в качестве ключевого в борьбе с разложением силовиков) как вполне удобные для коррупционеров.
С переаттестацией в МВД все непросто, во всяком случае, ее окончание выходит за рамки «политического сезона», хотя эта операция могла бы быть поважнее думских прений. К сожалению, равнодушное и даже циничное отношение к этой процедуре в обществе показывает: как мера по восстановлению доверия к правоохранителям она не срабатывает.
Что же касается обещаний оживить политический ландшафт — они пока обещаниями и остаются, и их реализация отнесена далеко за пределы предстоящего избирательного цикла.
Самое главное, о чем заявил президент, в перечень достижений нынешнего политического сезона не вошло и войти не могло. Речь идет о критике сложившейся системы управления страной.
Когда Медведев говорит, что «у нас сверхцентрализованная страна», он фактически подводит жирную черту под историей с построением властной вертикали, которая была несущей в политической повестке дня Владимира Путина.
И действительно, выяснилось, что «вертикаль» пригодна для описания движения административной ренты, но никак не способствует не только эффективным, а даже просто упорядоченным управленческим решениям. Такая критика, к тому же с самого верха, подразумевает перетряску бюрократической иерархии. Если это серьезно — это большой политический конфликт. Если это несерьезно — это всего лишь маневр в рамках предвыборной повестки.
Между тем вне рамок «политического сезона», так скудно ограниченного парламентской деятельностью, остались гораздо более важные события реальной жизни. В экономике — это продолжающееся наращивание социальных обязательств, которое в следующем бюджете будет, очевидно, дополнено явным креном в финансирование военно-полицейской части государства. Причем такого рода решения, к сожалению, едва ли обратимы. Это наглядно продемонстрировала история с повышением нагрузки на бизнес:
когда даже руководителям партии и правительства стало ясно, что увеличение сборов с предпринимателей является ошибкой, оказалось, что задний ход дать невозможно.
Болезненный поиск худого компромисса вовсе не закончился с «политическим сезоном», хотя и понятно, что именно фискальная политика и является главной составляющей нормальной политической жизни.
Вне рамок «политического сезона» осталась и самая болезненная проблема последнего года — межнациональной розни. Она становится все более очевидной и болезненной, что ставит ее выше, чем экономические задачи, и выводит за рамки правового поля, потому что субъекты правовой системы — суд, полиция, прокуратура — дискредитированы и признаны неспособными справиться с угрозами. Сказать, что здесь «политический сезон» закончен, последние события никак не позволяют.
Получается, что тот календарь, по которому живут наши официальные политики, категорически не схож с действительностью. У них наступает сезон отпусков, а в стране, кажется, пожинают бурю.