На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на Газету.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Коллективное безответственное

Катастрофы, подобные ЧП с теплоходом «Булгария», неотвратимы, пока никто не хочет задумываться об их причинах

Степень безответственности властей всех уровней и самих граждан за свою жизнь достигла в России уровня ежедневной угрозы национальной безопасности.

Случившиеся одна за другой трагедии теплохода «Булгария» в Татарстане и самолета Ан-24 на реке Обь — проявление тотальной безответственности, которой поражена Россия. Про состояние теплоходов типа «Булгарии» прекрасно знали в Росречнадзоре и в фирме, которой принадлежала эта посудина. Знали про дряхлость, про букет технических неисправностей и сами реальные и потенциальные пассажиры судна: в блогах после катастрофы быстро отыскались записи о том, с какими приключениями «Булгария» совершала недавние круизы. Задним числом выяснилось также, что у этого теплохода, оказывается, вообще не было лицензии на перевозку пассажиров. Но все это не интересовало ровным счетом никого до момента, когда случилось непоправимое. Ни людей, загрузившихся в выходной день c детьми на этот теплоход, ни чиновников, никак не реагировавших на то, что корабль 56 лет от роду с изначальным сроком эксплуатации в 25 лет продолжает перевозить сотни людей. Летные качества и степень изношенности самолетов Ан-24 тоже давно не вызывают ни малейших сомнений у властей. Но

негодные пароходы плавают, чтобы утонуть, негодные самолеты летают, чтобы упасть. Потому что никто в нашей стране не считает себя ответственным ни за что.

Чиновники, выдающие разрешения или закрывающие глаза на их отсутствие, не считают, что лично отвечают за гибель людей, воспользовавшихся негодными видами транспорта. Самим людям либо не из чего выбирать, либо, как в случае с «Булгарией», они сами настолько беспечны и безответственны, что готовы рисковать жизнью.

После каждой подобной аварии действия властей совершенно одинаковы. Первые лица государства назначают госкомиссии, обещают принять новые законы в сфере безопасности на том самом месте, где на сей раз «рвануло», и дежурно грозят карами за несоблюдение уже написанных законов. Потом начинаются тотальные проверки, которые быстро стихают до следующей резонансной катастрофы. А у самой верхушки этой вертикали власти, создавшей режим тотальной безответственности чиновников, которых никто не контролирует, и граждан, от которых ничего не зависит, просто нет времени, чтобы проверить результаты реализации своих прежних грозных поручений.

Причем так происходит не только с экстренными поручениями на пепелищах сгоревших от лесных пожаров деревень или на фоне похорон жертв терактов, техногенных катастроф, преступной халатности. Дмитрий Медведев бессчетное количество раз публично распекал чиновников за неисполнение президентских поручений, ровно то же самое происходит и с поручениями премьера, губернаторов и прочих должностных лиц.

Круговая порука безответственности действует безотказно и на всех уровнях — никто ни с кого не спрашивает, никто ни за что не отвечает. И все это помножено на коррупцию, на повсеместную теневую торговлю полномочиями — их исполнением или, наоборот, неисполнением.

Такая безответственность — прямое следствие не менее архаического, чем теплоход «Булгария» или самолеты Ан-24, способа управления страной, который избрала Россия. Это ручное управление, замкнутость всей власти на первых лиц, отсутствие контроля общества над властью всех уровней и вышестоящей власти над нижестоящей. В условиях ручного управления страной реальными ее проблемами в постоянном режиме не занимается никто — сигнал внутри вертикали власти идет только по мотивам очередных катастроф, но быстро затухает, и ни в одной из этих «катастрофических» сфер ничего не меняется. После прошлогодних лесных пожаров нет никаких гарантий, что населенные пункты стали более защищенными от новых. После теракта в аэропорту Домодедово были быстро превращены в пустую формальность или попросту свернуты меры усиленного досмотра пассажиров при входе в аэропорты и на вокзалы. Сейчас вслед за Ту-134 президент потребовал вывести из эксплуатации самолеты Ан-24, но нет никакой уверенности, что это требование будет выполнено моментально: чиновники найдут способ обосновать необходимость временной эксплуатации этих самолетов. А ничего более постоянного, чем временное, как известно, не существует.

Завтра в стране будет очередной объявленный траур. Траур пройдет, а устаревшая страна с изношенной неэффективной системой ручного управления продолжит свой дрейф в непонятном направлении. Зато с понятной перспективой неотвратимости новых катастроф, порожденных коллективным безответственным, этой главной движущей силой современной российской государственности.

Новости и материалы
Курс доллара на внебиржевом рынке превысил 81 рубль
В аэропорту Самары сняты ограничения на полеты
В США оценили европейский кредит Украине
Медведев заявил о начале масштабного передела влияния в Европе
WP рассказала об «орбитальном бое» спутников США и Китая
Россиянка прячется от мужа-иностранца, угрожающего выдать их девятилетнюю дочь замуж
Россиянам назвали пять примеров худших подарков для коллег на Новый год
Захарова пришла в московскую школу в образе Снегурочки
В США заявили, что Запад настроил против себя Путина
Школьный автобус с детьми вылетел в кювет под Петербургом
В Орле из-за отключений тепла приостановили занятия в школах и детсадах
В двух российских аэропортах сняли временные ограничения
Власти планируют ввести плату за обязательную регистрацию смартфонов в базе IMEI
В Батайске объявили 19 декабря днем траура после атаки БПЛА
Экс-жена Диброва впервые поделилась домашними кадрами с новым возлюбленным и его детьми
Обвиняемая в совращении детей учительница из Петербурга уже не работает в школе
СМИ: иностранные наемники перестали подчиняться командиру бригады ВСУ
В ЕС пригрозили последствиями странам, отказавшимся финансировать Украину
Все новости