Глава РПЦ патриарх Кирилл назвал уклонение от армии смертным грехом. А также сообщил слушателям военной академии Генштаба Вооруженных сил РФ, что самым важным жизненным приоритетом является «страх Божий». Видимо, чтобы в армии об этом не забывали, уже сейчас утверждено 240 штатных должностей для армейских капелланов, их денежное довольствие оплачивается налогоплательщиками. Стало доброй традицией освящать ракеты-носители, «Протон», например. Стоимость такого освящения – около 150 тысяч рублей. Оплачивают услуги те, кто ракеты собирает, – РКК «Энергия», ГКНЦП им. Хруничева.
Патриархия объявила и монастырский призыв. На Архиерейском соборе патриарх Кирилл объявил о планах сделать монастыри «привлекательными для молодежи». А еще при каждом храме появятся соцработник и педагог, а при епархиях создадут молодежные объединения и советы. «Приходы должны держать в зоне внимания близлежащие учебные заведения любого типа: университет, техникум, профессиональный колледж, школу», – сказал глава РПЦ. Привлекать детей в храмы предписывается всеми возможными способами, включая организацию спортивных соревнований.
Объявлен и призыв во власть – Московская патриархия разрешила священникам избираться в органы власти. Пока – только в особых случаях и с одобрения Священного синода, но уж тут каждый случай, очевидно, особый.
Православный священник из Орловской епархии тут же выразил желание избраться в парламент Республики Адыгея, а иеромонах Антоний решил баллотироваться в мэры города Нерехта Костромской области.
Большие успехи достигнуты в сотрудничестве РПЦ с министерствами и ведомствами, в особенности с Минобрнауки – церковь добилась преподавания курса «Основы православной культуры» в школах и вытребовала для духовных академий право выдавать дипломы гособразца. Минэкономразвития подготовило закон о реституции церковной собственности, в том числе земель и зданий оценочной стоимостью более 2 трлн рублей. Не отстают и местные власти: так, несколько уральских сайтов недавно объявили о том, что «в Екатеринбурге появится 300 новых храмов».
Не оставляет своим вниманием церковь и медийные проблемы. «Надо убирать с сайтов уважаемых СМИ похабщину, клевету, экстремистские высказывания, сеющие раздор и рознь, — заявил на днях председатель синодального информационного отдела РПЦ Владимир Легойда. — Та невыносимая легкость комментариев, которая характерна для большинства интернет-дискуссий, действует разрушительно и ведет к ненормативному общению и оскорблениям». Ну и не будем забывать прекрасного предложения ввести общероссийский дресс-код, которое сделал глава синодального отдела по взаимодействию церкви и общества протоирей Всеволод Чаплин.
Но вот лично мне больше всего нравится поздравительный жанр отцов РПЦ. Тут днями Варсонофий, митрополит Саранский и Мордовский, управляющий делами Московской патриархии поздравил с 80-летием УФСИН России по Республике Мордовия (сохраняю орфографические особенности оригинала): «С исторической точки зрения 80 лет – это относительно небольшой период, но за это время Вы прошли путь от первого построенного здания в непроходимых лесах Мордовии до одной из лучших в России системы исполнения наказаний, освоившей территорию от Потьмы до Барышева протяженностью более 50 километров». Показательно, что мордовские лагеря с момента основания специализировались как раз на сидельцах за православную веру (позже – на политических). Например, новомученик Владимир Вятский – замучен в Темниковском лагере в Мордовии, похоронен в братской могиле в 1939 году, канонизирован в 2000-м.
Об РПЦ как-то не принято говорить, что корпорация, пользуясь своим привилегированным положением на рынке «опиума для народа», совершенно провалила работу по имиджу и коммуникациям. Я человек неверующий, однако церковь и религию уважаю, и
обидно, когда иерархи ставят себя в самое дурацкое положение, освещая ракеты и окропляя парашюты, выстраивая колокольни на танковых башнях или поздравляя мордовский ГУЛАГ.
РПЦ – та же корпорация, но, в отличие от остальных госкорпораций, она не выстраивает корпоративные общественные коммуникации научным образом. Церковь может сколь угодно отрицать науку, но уж точно не эту.
Была такая ересь в раннем христианстве – донатизм. Последователи этого течения считали, что признак истинной церкви – святость, выражающаяся в личном совершенстве ее служителей, а таинства, совершенные провинившимися против церкви священнослужителями, теряют свою силу. То есть, очень грубо говоря, грехи священнослужителей переносятся на религию. В этом смысле нынешняя тактика Ватикана представляется весьма разумной и рациональной: извиняясь за инквизицию и другие прошлые безобразия и уж тем более не отрицая сексуальных преступлений своих священников, папский престол укрепляет и религию, и нравственность, и церковь. Но католическая церковь давно живет в состоянии острой конкурентной борьбы за клиента, а монопольное положение РПЦ в российской политико-духовной сфере может сыграть злую шутку не только с церковью, но и с прихожанами. Монополия никого до добра не доводит. Кстати,
было бы неплохо, если бы наследники НКВД покаялись перед РПЦ (а лучше перед православными, а еще лучше – перед всеми верующими) за священнослужителей, погибших в ГУЛАГе. Хотя бы за них, если уж мы почти перестали быть светским государством.
Вот клирики Удмуртской епархии, в марте обвинившие патриарха Московского и всея Руси Кирилла в излишне тесном общении со светскими лидерами страны, ушли во «внутреннюю иммиграцию». Два протоирея и один священник в начале июня заявили, что переходят в юрисдикцию одной из непризнанных «альтернативных» структур, не столь давно отколовшихся от Русской православной церкви за рубежом. Вот и эти туда же – в эмиграцию по политическим мотивам.
Когда отцы церкви говорят о власти, они поминают апостола Павла, который (вообще-то единственный из апостолов, еще 11 отмолчались) в письме к римлянам говорит, что «всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены». Однако нужно читать дальше, Павел дает определение формата такой власти: «Божья власть дана начальствующим для защиты добрых дел, для наказания за дела злые». И такой власти апостол Павел призывает повиноваться не из страха, а по совести. И заканчивает он эту похвалу власти так: «Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона». Как написал мне один прекрасный и эрудированный человек (когда я всуе упомянула апостола Павла), «использование данного отрывка, вырванного из контекста и лишенного ввиду этого изъятия самого духа Евангелия, не является единичным случаем использования Благой вести в целях оправдания различных мерзостей. Ведь у того же апостола Павла есть и другое послание, к Ефесянам, гл. 6 стих 12, где он прямо говорит: «Потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной». То есть
Павел совершенно четко разделяет власть от Бога, данную для соблюдения заповедей (законов), и «козни дьявольские», служащие для унижения и угнетения человеков.
В общем, вполне современное высказывание, я бы даже сказала – оппозиционное, в особенности если учесть «Vox populi vox Dei» («Глас народа – глас Божий»). А вера – дело интимное.