В Москве под эгидой РПЦ прошел XV Всемирный русский народный собор «Базовые ценности — основа единства народов». Идея сплочения россиян вокруг свода общих ценностей выдвигается Русской православной церковью не впервые. В конце прошлого года патриарх Кирилл уже выступал с ней перед депутатами Госдумы. Суть ее в том, что
в стране должен сложиться набор неких общих ценностей и тогда никакая политическая борьба не посеет семена раздора между ее обитателями.
Понятно, что носить они должны самый возвышенный характер. Скажем, кто сможет возразить, что справедливость — это плохо? Никто. Стало быть, это и есть базовая ценность. Или вера? Стоп, но как же тогда быть с неверующими? Ничего страшного, утешил их в своем выступлении на открытии собора патриарх. Во-первых, в Бога верит подавляющая часть населения, недаром в нашем гимне есть замечательные слова «о Богом хранимой земле». И, во-вторых, можно сформулировать понятие веры настолько абстрактно, что под ним подпишутся и атеисты. А что уж говорить о таких вещах, как мир, свобода, нравственность, честность? Чем не основа для взаимопонимания людей с самым разным мировоззрением.
Однако дальнейший ход собора показал, что благостными призывами к консенсусу он не ограничится. Первым возмутился главный железнодорожник страны и почетный перевозчик священного огня В. И. Якунин, обрушившийся на гомосексуалистов. Мы говорим о нравственности, а они бросают ей вызов. Ату их, ату! Затем праведным негодованием воспылал главный режиссер страны Н. С. Михалков. То ли его возмутило, что соборяне молча внимали великому произведению покойного родителя (какие же это патриоты, коли не помнят слов гимна!), то ли он пребывает в этом состоянии постоянно. Пожурив за малый патриотизм руководство страны, режиссер взялся за А. А. Фурсенко, у которого его вовсе нету. Министр образования, в свое время робко осмелившийся покритиковать основы православной культуры, давно стал «соборным мальчиком для битья», и аудитория дружно поддержала Михалкова. Высокопарный разговор о базовых ценностях стал напоминать оруэлловскую «двухминутку ненависти».
Ничего удивительного в такой метаморфозе нет.
Официальные поиски объединяющих ценностей при отсутствии реально работающих демократических институтов неизбежно вырождаются в создание такой идеологии, которая не может существовать без образа внешнего и внутреннего врага.
Конечные выводы формулируются без обиняков: кто не с нами — тот против нас. Что и продемонстрировал собор.
Как работают ценности в нормальном обществе? Понятно, что они не могут быть общими для всех. Для одного свобода — это возможность строить свою жизнь, основываясь на голосе разума, для другого — на голосе веры. Для одного нравственность укоренена в совести, для другого — в Святом Писании. В конце концов, для одних патриотизм — высшая добродетель, а для других — прибежище негодяев. И так далее и тому подобное. Но чтобы неизбежные ценностные конфликты имели цивилизованную форму и не угрожали жизни граждан, существуют демократические институты, которые помогают приходить к согласию. В том числе, и это крайне важно, к согласию быть несогласными. Может быть, это и есть единственная базовая ценность, но именно ее в своем непомерно длинном списке забыл упомянуть собор.
Произошло это потому, что занимался он не столько поиском этих самых ценностей, сколько совсем другим. А именно созданием новой охранительной идеологии, которая любым способом хочет удержать политический статус-кво. Что можно возразить против справедливости? Казалось бы, ничего. Но в контексте охранительства она принимает зловещий характер. Власть от Бога, а потому справедлива. Вы так не считаете? Пожалуйте на выход из политической жизни. Никто не спорит — честность замечательное качество, и ее дефицит остро ощутим именно сегодня. Вы честный человек? Так признавайтесь, что злоумышляете против справедливого строя, более того, хотите избавиться от него незаконным путем. Почему незаконным? А потому что до законного народ не дорос. Так будете признаваться или нет? Как честный человек?
Список базовых ценностей, порожденный собором под началом РПЦ, удивительным образом подходит в качестве идеологической подспорья для «Народного фронта», который на наших глазах создает пустившаяся во все тяжкие власть. Удивительным, потому что подспорье возникло раньше самого «фронта». По крайней мере, раньше было представлено публике. Как уже говорилось, впервые патриарх выступил с этой инициативой в Думе в конце прошлого года.
Я далек от конспирологических фантазий, в которых национальный лидер сговаривается с предстоятелем православной церкви о том, как сподручней намертво вцепиться во власть. Все гораздо проще. Дело в общем менталитете, который из всех форм управления наилучшей считает пресловутую «вертикаль», а в многообразии общественной (и церковной) жизни видит прямую угрозу ее (вертикали) существованию. А поскольку патриарх политической сноровкой никак не уступает светской власти, он ее время от времени опережает.
«Народный фронт», опирающийся на базовые ценности РПЦ, действительно выглядит политической конструкцией, обреченной на успех. Он ловко вытесняет на обочину общества несогласное меньшинство. В чем и заключается его основная задача, ведь рассчитан он на большинство.
Однако у этого впечатляющего железобетонного сооружения есть один минус — оно плохо пригодно для жилья. Дышать в нем нечем. А потому народ предпочтет селиться не в нем, а где-то в другом месте. Кто-то в дальних краях, кто-то неподалеку. А кто-то и в иной реальности (никакой мистики, я имею в виду виртуальную реальность интернета), чем и занимается уже не первый год. Жизнь течет своим ходом, пробивая самые неожиданные русла. И умело обходя неприспособленные для житья сооружения.
Со временем они и вовсе пустеют.