Департамент культурного наследия Москвы сообщил, что отзывает все согласования и разрешения на строительство в охранных зонах столицы. Поводом стал скандал вокруг действий Capital Group, перестраивавшей дом на Большой Якиманке. Теперь легальные основания для высокодоходной деятельности строителей в центре Москвы будут пересматриваться. Представители Москомнаследия призывают всех девелоперов задуматься.
Организация «Архнадзор» рада происходящему и называет это «серьезной перестройкой градостроительной политики», которую вела мэрия при бывшем главе правительства Москвы Лужкове.
«Лужковский стиль» и вправду привел к ужасным результатам: исторический центр изуродован, город функционирует спазматически, административные издержки сверхвысоки. Нельзя не поприветствовать усилия мэрии и поддерживающих эти усилия общественных активистов, стремящихся спасти все то, что еще можно спасти.
Нужно, однако, отдавать себе отчет в том, что демонтаж лужковской системы мало того что столкнется с ожесточенным сопротивлением — на ее месте необходимо выработать новую, которая не станет воспроизводить известные пороки.
Это чрезвычайно сложная задача. И она не исчерпывается действиями в защиту архитектурных памятников. Героический поступок Москомнаследия, решившегося ревизовать огромный объем согласований и разрешений на строительство, не сделает Москву более пригодной для жизни. Новый раунд бюрократической процедуры, которая, как считают, например, эксперты Европейского университета, ответственна за значительный процент стоимости столичной недвижимости (вплоть до 60%), разорвет, наверное, нехорошие договоренности между чиновниками и коммерсантами. Но затраты на очередной виток «согласований и разрешений» вырастут, что в конечном счете скажется и на стоимости построенного.
Когда советник департамента культурного наследия Николай Переслегин обижается, что компанией Capital Group «был нарушен прямой запрет — и не общественной организации, не какой-то группы граждан», понятно, что голос общественности тут не особо котируется. Стратегия московского правительства сводится к попытке прямого административного регулирования, то есть, собственно, ровно к тому инструменту, которым пользовались и при Юрии Лужкове. Только тогда — во зло, а теперь — во имя добра. Те же, в общем-то, люди, с теми же привычками. А результат почему-то должен быть противоположным.
Не видят иного выхода и общественные активисты. Представитель «Архнадзора» Константин Михайлов, например, посоветовал властям в развитие успеха завести в столичном ГУВД специальное подразделение «охранной полиции». Это довольно печально, когда «какая-то группа граждан» не в состоянии найти других способов бороться за свой город, кроме как позвать городового. Но это и понятно — нужно делать выбор.
Либо ради сохранения остатков культурного наследия попытаться воспользоваться существующей бюрократической системой и даже расширить ее возможности в надежде, что внутри нее вдруг возобладают скрытые достоинства, либо вместо защиты памятников митинговать за глобальные политические перемены. Для людей, озабоченных прежде всего архитектурными вопросами, выбор этот, наверное, очевиден.
Циничные же товарищи скажут, что нынешний «пересмотр основ градостроительной политики», скорее всего, приведет к перераспределению на рынке, увеличению издержек на период ведущейся кампании, но никак не к прекращению уничтожения остающихся архитектурных достоинств столицы. Просто это уничтожение будет стоить еще дороже.