Инициативы по улучшению инвестиционного климата, выдвинутые президентом Медведевым в Магнитогорске, могли бы стать частью широкой политической программы, если он решит побороться за второй срок в 2012 году. Но
еще лучше они подошли бы кандидату в президенты, у которого нет за плечами нескольких лет работы главой государства.
Объяснения этих инициатив, которые помощник Медведева Аркадий Дворкович предложил публике, почему-то касаются в первую очередь переформатирования советов директоров ключевых госкомпаний – ухода оттуда чиновников и замены их на независимых директоров. Улучшение корпоративного управления в «Роснефти» и ВТБ, которое должно, по мысли президентских экспертов, произойти с выводом из советов их директоров Игоря Сечина и Алексея Кудрина, – вещь сама по себе важная и полезная. Однако называть и это решение, и некоторое движение навстречу миноритарным акционерам в плане обеспечения большей открытости корпоративной информации, и планируемое введение постов «инвеступолномоченных» революцией против госкапитализма было бы чересчур. Начинать с такого рода мер, наверное, можно, но заканчивать ими свою деятельность президента по меньшей мере странно.
А если речь идет о планах получить мандат на еще один срок, тогда странно так остро критиковать итоги собственной работы. Между тем пафос выступления Медведева в Магнитогорске именно таков: инвестиционный климат «очень плохой», условия ведения бизнеса ухудшились, «хватка коррупции не ослабевает, она держит за горло всю экономику». «И мы с этим мириться больше не можем», — заявил он. Надо заметить, что правительство и президентская власть успешно мирились с этим многие годы и даже вовсе отрицали наличие перечисленных системных пороков.
Все это выглядит попыткой разорвать преемственность с тем курсом, которому в последние годы следовали сам же Медведев и его премьер-министр Путин.
Это особенно наглядно, когда речь заходит о наиболее важном экономическом фрагменте медведевского выступления: первый из выдвинутых им десяти пунктов – пересмотр ставки страховых взносов к 2012 году. Эта ставка в 34% только что введена в попытке спасти раздувшиеся государственные социальные обязательства, вопреки протестам предпринимателей и предупреждениям специалистов о том, что собираемость этих платежей в казну будет весьма низкой. И вот спустя три месяца после внедрения нового порядка Медведев распоряжается «до 1 июня подготовить предложения по возможному механизму снижения обязательных страховых взносов с 1января 2012 года». По форме это, конечно, «совершенствование механизма», а по сути — проявление крайней непоследовательности.
Непоследовательность, впрочем, бывает предпочтительнее последовательности: когда речь идет о совершенных промахах, лучше в ошибках не упорствовать.
Главный вопрос все же таков: способна ли реализация десяти «мартовских тезисов» президента Медведева улучшить инвестиционный — и вообще предпринимательский — климат в России? И ответ на этот вопрос получается таков: если и способна, то только после президентских выборов 2012 года, которые дадут победителю возможность полностью разорвать со сложившейся за предыдущие годы практикой. Именно на это, похоже, и намекает Медведев в последнее время. Именно намекает, поскольку его маневр ограничен: он, с одной стороны, обязан воздерживаться от революционной фразы, а с другой – должен отмежевываться от критикуемой им системы. Так и получается: чем точнее Медведев диагностирует болезни России, тем непоследовательнее выглядит в роли их врачевателя.