Преобразившись из милиционера в полицейского, блюститель порядка получит радикальное приращение легальной части своих доходов. Правда, не сейчас, а со следующего года. Законопроект «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел», внесенный в Госдуму президентом, требует на 2012 год 368 млрд рублей сверх уже утвержденных финансовых планов, чтобы вдвое поднять денежное довольствие полицейским всех рангов.
В качестве базового примера в сопровождающих проект расчетах фигурирует лейтенант полиции, чей доход вместе с дополнительными выплатами может подняться до 45 тысяч рублей в месяц. Еще основательнее поднимут пенсии отставникам (в среднем с 8 до 18 тысяч рублей, а в дальнейшем помимо обычных индексаций предлагается еще и ежегодно поднимать коэффициент замещения). Обещано также субсидировать покупку жилья, хотя и в более туманных выражениях и не всем полицейским сразу.
Как бы то ни было, это подлинная зарплатная революция. Причем лейтенант выбран в качестве точки отсчета вовсе не потому, что средний российский полицейский — это именно лейтенант (капитанов в нашей полиции больше в восемь раз, а майоров — в пять), а, скорее, как пример молодого, только еще начинающего карьеру сотрудника полиции, который уже на старте оказывается вполне зажиточным человеком. А когда дорастет до полковника, станет получать, если верить расчетам, тысяч под сто.
Абсолютному большинству россиян такая лестница доходов покажется довольно заманчивой. Но достаточно ли она заманчива для самих полицейских, чтобы они действительно стали работать по-другому? И в чем именно по-другому?
Всякий, вероятно, согласится, что одна из очевидных задач реформы — укрепить лояльность полиции властям. На случай неожиданностей. Черты этакой разудалой феодальной вольницы, свойственные бывшей милиции, вызывали опасения у начальства, в том числе и насчет того, станет ли она в случае чего его защищать.
Но для установления надежной исполнительской дисциплины, непоколебимой даже в самых щекотливых ситуациях, нужны не только деньги, но и решительное упорядочение работы полиции, приучение ее старательно, быстро и полностью выполнять любые приказы. Что требует больших организаторских усилий. А с этим у нашего властного аппарата, как всегда, трудности. Начавшаяся переаттестация личного состава — это пока что вполне традиционные кадровые перетасовки довольно умеренного масштаба, не более того.
Однако на ближайшую перспективу, пока не увяла благодарность за щедроты, политическая лояльность среднестатистического полицейского, видимо, вырастет. Сильно или нет — отдельная тема. Но еще менее очевидно, что заметным образом вырастет также и его добросовестность в исполнении официальных своих обязанностей по защите простых граждан, хотя подъем денежного довольствия нацелен также и на эту задачу, пусть она и на втором месте. Ведь управлять страной, в которой поддерживается хоть какой-то порядок, просто менее хлопотно.
Без повышения легальных доходов людей, находящихся на государственной службе, будь они в гражданском или в погонах, уменьшить коррупцию в их среде невозможно. Это действительно необходимое условие. Но не достаточное.
Какие-то коррупционные доходы имеет, надо думать, большинство полицейских. Не у всех большие. Но у тех, кто закрепился на хлебных участках, эти доходы заметно превосходят любое легальное довольствие, которое способно предоставить государство. Велика ли надежда, что теперь они одумаются и снизят потребности или уступят места более честным коллегам? Надежда есть всегда, но она не очень значительна.
Клановость и круговая порука, царящие у нас везде и во всем, недобросовестность судов, своекорыстие и некомпетентность чиновников любых звеньев — вряд ли можно рассчитывать, что в этом больном мире полиция вдруг превратится в этакий заповедник порядка и нравственного здоровья. Тут даже и скромные перемены к лучшему будут выглядеть как приятный сюрприз.
Похоже, примерно так и смотрит на предстоящую реформу широкая общественность. По свежему опросу ВЦИОМ, 55% россиян полностью или частично одобряют предстоящее повышение денежного довольствия военным и полицейским, и только 24% относятся к нему отрицательно. Но за этой благожелательностью вовсе не стоит какой-то особый оптимизм относительно перспектив реформы.
Только 41% опрошенных надеется, что повышение зарплат приведет к росту эффективности работы (неважно даже, большому или не очень), и точно такая же доля участников опроса полагает, что отдачи не будет никакой.
Собственно, даже и преобладающее одобрение этого поднятия зарплат опирается на то, что рядовой россиянин достаточно смутно представляет, откуда начальство берет деньги. Если бы он осознал, что они изымаются из его кармана, его отношение к любым таким актам щедрости стало бы куда более сдержанным.
Но даже и независимо от этого власти, кажется, даже и для самих себя не решили, как финансировать это начинание. Вышеупомянутый сверхплановый запрос на 368 млрд рублей — это увеличение расходов федерального бюджета на одну тридцатую. Что само по себе немало и притом является лишь одним из множества затратных проектов, анонсированных властями буквально за последние несколько месяцев. Тут и симметричное повышение денежного довольствия военным, и все новые разорительные чемпионаты, и фантастическая по масштабам программа перевооружения, на которую хотят выделять около 2 трлн рублей ежегодно, и еще многое, что пришло или придет в голову высшим нашим руководителям.
В объявленном своем объеме эта груда расходных планов уже и сейчас непосильна для казны. Значит, придется либо смириться с добавочным скачком инфляции, либо заставить простых граждан затянуть пояса, либо что-то на ходу отменить или урезать, а скорее всего, как-то комбинировать и то, и другое, и третье.
План повышения денежного довольствия полицейским (как и военным) — как раз одно из самых осмысленных и даже не самых больших в этой череде начальственных начинаний и увлечений. Но из этого вовсе не следует, что именно ему будет отдан приоритет перед другими затеями. Скорее уж, наоборот, именно его могут обкорнать раньше прочих. Даже и в самом законопроекте уже заложена возможность отступления. Ведь базовая, так сказать, величина зарплаты среднего полицейского лейтенанта исчислена там в размере 33 тысяч рублей, а остальное — дополнительные выплаты, которые в процессе работы над законом можно и переиграть.
Но, так или иначе, старт дан. В полном или неполном виде проект будет реализован, и в следующем году россияне испробуют на себе первые результаты эксперимента — можно ли у нас купить честность за деньги.