Каждый тип политической системы имеет свой приводной механизм. Приводным механизмом демократических систем служит конкуренция — политическая, экономическая, информационная, в целом социальная. В авторитарных системах конкуренция подавляется властью и неизбежно замещается коррупцией, которая всегда таится в темных углах системы управления государством. В демократических системах коррупция более или менее успешно купируется политической конкуренцией и гражданским контролем, но в авторитарных системах, при целенаправленном уничтожении этих механизмов, расцветает пышным цветом.
Бацилла политической коррупции
Российская официальная пропаганда стремится внушить населению миф о том, что коррупция — это исключительно мздоимство. И что в ее распространении виноваты прежде всего сами несознательные граждане, а главные коррупционеры — врачи, учителя ну и отдельные представители власти, в основном гаишники и рядовые милиционеры, извините, полиционеры.
Однако рыба, как известно, гниет с головы. Коррупция — это не только экономическое, но и политическое преступление. Единый механизм политической и экономической коррупции состоит в использовании административного ресурса власти не для выполнения функций государства в общественных интересах и целях, а в злоупотреблении этим ресурсом для получения неправомерного материального или нематериального преимущества, извлечения личной или групповой как финансовой и имущественной, так и политической выгоды. При этом распространение раковой опухоли коррупции всегда начинается с политической коррупции и в конечном итоге приводит к захвату государства клептократией и формированию авторитарно-клептократического режима.
Именно так и произошло в России.
Бацилла политической коррупции была занесена в российский политический организм в парламентско-президентском избирательном цикле 1995/1996 годов.
К выборам в Государственную думу второго созыва администрацией президента было создано движение «Наш дом — Россия» во главе с председателем правительства Виктором Черномырдиным. И это стало первым, правда, не очень успешным в смысле результата выборов изданием «партии власти» — псевдопартийной структуры, для создания и на стороне которой в выборах противоправно используется административный ресурс власти.
Первым успешным, хотя и не столь масштабным и откровенным, как впоследствии, использованием административного ресурса стали президентские выборы 1996 года. Для победы на этих выборах правящей командой были использованы не только допустимые методы политической конкуренции, но и задействован ресурс власти для административного давления и информационно-пропагандистского манипулирования.
Бацилла политической коррупции возбудила и так не дремавшую в теле российской власти экономическую коррупцию, которая перешла в стадию «скупки государства», когда
номенклатурно-олигархические кланы стали не только массово скупать государственных и местных чиновников, но и внедрять своих ставленников в органы власти всех уровней.
Наиболее одиозные примеры — назначение в 1996 году после президентских выборов первым заместителем председателя правительства Владимира Потанина и заместителем секретаря Совета безопасности Бориса Березовского.
Но окончательно и глубоко политическая коррупция проникла в тело российской власти и коррупция в целом стала приводным механизмом политической системы после успешно проведенной в 2000 году операции «преемник». В результате нее при откровенных злоупотреблениях со стороны власти всеми видами административного ресурса президентом стал Владимир Путин. Эта операция обеспечила смену персоналий на вершине российской власти без смены социально-политического представительства, и маховик коррупции продолжил раскручиваться с всевозрастающей скоростью.
Коррупционный триумф
Следующий этап поглощения страны коррупцией закономерно начался с окончательного подавления политической конкуренции — прежде всего, посредством злоупотреблений законодательным ресурсом.
Был принят закон о политических партиях, уничтоживший какие-либо перспективы многопартийной системы, избрание глав регионов было заменено их фактическим назначением президентом с подачи его окружения, были внесены изменения в избирательное законодательство, расширившие административное воздействие на ход и результаты выборов и ограничившие возможности реализации избирательного права для 98% российских граждан.
Одновременно была подавлена информационная конкуренция, проведена «зачистка информационного поля» посредством принудительного, под давлением власти, а значит, коррупционного передела рынка СМИ. Самые влиятельные СМИ, прежде всего в сфере телерадиовещания, перешли в собственность или под контроль якобы государства, а по сути — правящего режима или аффилированных с ним финансово-промышленных групп. Подавление политической и информационной конкуренции и номенклатурная расстановка кадров в органах власти создали благоприятную почву для разрастания экономической коррупции.
Экономическая коррупция стала движущей силой нового номенклатурного передела собственности с использованием силовых ведомств, прокураторы и других контролирующих и надзирающих органов и не в последнюю очередь судов.
Апогеем политической коррупции стали парламентские выборы 2007 года и президентские выборы 2008 года, которые представляли собой этапы единого «плана Путина по обновлению высшей власти» и в которых в качестве «избирательной машины» правящего режима была задействована вся система государственной и местной власти. Парламентские выборы стали триумфом политической коррупции, которая одержала убедительную победу над волеизъявлением граждан. А президентские выборы, которые проводились по сценарию операции «преемник», опробованной в 2000 году и доведенной до совершенства в смысле полного уничтожения политической конкуренции, — актом политической коррупции с заранее определенным, вне зависимости от волеизъявления граждан, результатом.
Захват государства
Коррупция в России, которая по этому показателю находится на 154-м месте, в одном ряду с Папуа — Новой Гвинеей и Таджикистаном, приобрела системный и комплексный характер и достигла своей наивысшей формы, которую можно назвать «захват государства».
В захваченном российском государстве власть полностью приватизирована правящими номенклатурно-олигархическими кланами, что позволяет им использовать все ее властно-принудительные полномочия и ресурсы для подавления оппозиции с целью удержать бразды правления в своих руках.
И для захвата природных ресурсов и земли, государственной и частной собственности, финансовых потоков, самых прибыльных бизнесов в государственном и частном секторе в корыстных целях личного обогащения членов правящих кланов.
Сегодня в России бал правит коррупция, которая, как ржа, проела власть, разрушает государство, уничтожает страну, ее природную среду и ресурсы и уже вполне буднично убивает все больше и больше людей от Калининграда до Камчатки и от Мурманска до Сочи.
Пораженная коррупцией власть не способна управлять государством. Коррумпированных чиновников не интересует ничто, кроме их личных корыстных интересов. Такая власть не способна справиться ни с природными катаклизмами, ни с техногенными авариями, которые сама и порождает, ни с нарастающей волной терроризма.
В последние годы во всех трагических событиях, унесших десятки и сотни человеческих жизней, постоянно фигурирует фактор коррупции. Будь то террористический акт — захват Театрального центра на Дубровке в 2002 году или взрывы самолетов над Тульской и Ростовской областями в 2004 году, техногенная авария на Саяно-Шушенской ГЭС в 2009 году или пожар в пермском ночном клубе «Хромая лошадь».
Не стал исключением и последний террористический акт в аэропорту Домодедово.
Правящий режим не может реально противодействовать коррупции, ставшей основным механизмом его работы, так как политики, пришедшие во власть благодаря политической коррупции, вынуждены «расплачиваться» с теми, кто их туда привел, и теряют иммунитет ко всем видам коррупции.
Народ имеет право на протест
Как показывает новейшая мировая практика,
коррупция становится главным побудительным мотивом смены правящих политических режимов.
В истории известны только два варианта смены правящих режимов: революция и оккупация. Оба варианта чреваты значительными человеческими жертвами и возможностью гражданской войны с еще большими жертвами. Однако современный мир демонстрирует и третий вариант — смену или качественную трансформацию правящего режима под воздействием массовых мирных акций гражданского протеста.
Примерами того, как коррупция стала побудительным мотивом к массовым акциям гражданского протеста, в результате которых произошла трансформация правящего режима, могут служить следующие события.
В 1997 году в Турции прошла акция «Минута тьмы ради вечного света», в ходе которой миллионы граждан страны в знак протеста против коррупции сначала стали на одну минуту гасить свет в своих квартирах, а затем вышли на улицы. В результате действующее правительство вынуждено было уйти в отставку и началось судебное преследование депутатов и высших чиновников, причастных к коррупции.
В 2010 году в Бразилии прошла многомиллионная кампания «Чистый бюллетень» за принятие закона о «незапятнанной репутации», по которому отстраняются от политической деятельности и от участия в выборах все, кто был осужден за коррупционные преступления или «тихо» ушел в отставку в связи с возможным преследованием за такие преступления. Необходимость в таком законе, принятом в результате этой кампании, была обусловлена тем, что 25% членов конгресса подозревались в коррупции. Как представляется,
сегодня в России, которой точно больше не нужны кровавые потрясения, пока еще остается (хотя и очень незначительный) шанс воздействовать на правящий режим массовыми акциями гражданского протеста. Имеет смысл хотя бы попробовать.
В качестве такой акции можно предложить отказ от участия в выборах, которые благодаря законодательно установленным политическими коррупционерами правилам их проведения превращены в циничное издевательство над конституционными правами граждан и в фарс с заранее известными результатами, подобный советским «выборам». А играть с наперсточниками по их же правилам недостойно уважающего себя человека и гражданина. Такая акция может проводиться не только в форме просто неявки на выборы, против чего выступают не всегда достаточно компетентные ее противники, но и носить публично-правовой характер отказа от реализации конституционного избирательного права в форме официального заявления гражданина об исключении его из списка избирателей (заявление автора в территориальную избирательную комиссию прилагается. — Ю.Н.). Это позволяет действующее законодательство и можно сделать, дойдя до ближайшего почтового отделения, заказным письмом с уведомлением о вручении. Очевидно, могут быть предложены и другие идеи гражданского протеста.
При этом власть должна понимать, что если она не будет прислушиваться к акциям гражданского протеста и будет пытаться препятствовать их проведению всеми средствами, включая и силовые, то протест может вылиться в лучшем случае в массовые акции неповиновения, а в худшем — в массовые беспорядки. И тогда, как писал Егор Гайдар, «раньше или позже, но у власти не окажется ни одного надежного полка».
Автор — профессор Высшей школы экономики и Российского университета дружбы народов.