Выборы в регионах заведомо не могли сменить власть даже и там, где избиратели определенно этого хотели. Вся власть у вертикали, а избираемые рядовыми гражданами структуры не являются центрами принятия решений. Да и они комплектуются выдвиженцами партии, вертикалью отфильтрованными и вымуштрованными.
Но все же оставалась слабая надежда, что продемонстрированные в воскресном голосовании явное народное недовольство и столь же явная импотентность начальствующей партии натолкнут руководство страны на мысль, что система, которую оно выстроило в сытые нулевые, свои возможности уже исчерпала и нуждается если не в замене, то хоть в реконструкции.
И вот какими мыслями под свежим впечатлением от этого голосования поделился Владимир Путин. Результаты выборов для «Единой России», оказывается, «более чем удовлетворительные». «Сегодняшние выборы проходили все-таки на фоне пика кризиса… И тем не менее уровень поддержки «Единой России» оказался… даже чуть выше, чем в 2007 году на аналогичных выборах… В условиях кризиса это, конечно, показатель доверия к власти вообще…»
Ради тезиса о мнимой электоральной победе «ЕдРа» и о еще более мнимом подъеме доверия народа к начальству лидер нации готов пожертвовать даже назойливо рекламируемой пропагандистской формулой насчет победоносного выхода страны из экономического кризиса.
Оказывается, ничего подобного. Именно сейчас, через три года после начала, мы на самом его пике. Зато если из этого эпицентра бедствий взглянуть на воскресное голосование, то его можно попробовать изобразить как почти благожелательное и даже «положительно оценивающее результаты действий власти».
Все эти передержки и идеологические жертвы сделаны только для одного. Чтобы подкрепить хоть какими-то доводами категорический отказ внести в систему даже и самые умеренные поправки. Путин подает сигнал: никакого урока из мартовских выборов извлекаться не будет. Следующие этапы большого электорального цикла – думские выборы в декабре и президентские следующей весной – пройдут по той же накатанной схеме. Причем скорректировать результаты этих голосований народу удастся нескоро: Дума впервые будет избираться на 5 лет (вместо 4-х), президент – на 6 лет (вместо тех же 4-х).
«Единую Россию», может, и позволят немножко потрепать, но большинство в федеральном парламенте все равно выделят ей. Новые партии, не прошедшие скрупулезного досмотра и проверки на лояльность, к выборам не допустят. Партиям допущенным и проверенным разрешат немножко побуянить в политическом театре, но строго в предписанных рамках. Президентом, получив в первом же туре полновесный народный мандат, станет человек, у которого уже и так в руках все рычаги. Если избиратель на какой-либо из стадий процесса поведет себя слишком вольно, результаты голосований будут подправлены до предписанной свыше кондиции.
Люди отдельно, политическая система отдельно. Рядовым гражданам все меньше нравится то, что им показывают с экранов. Брожение охватывает уже и номенклатуру. А система как ни в чем ни бывало крутится всеми своими колесами и приводными ремнями.
Она уже и не нуждается в народе. Без него даже лучше. По установленным разнарядкам, успешно преодолевая любые осечки, комплектуются представительные органы всех уровней. Бюрократическим способом назначаются должностные лица на местах – хотя бы и непопулярные, но кому дело до таких пустяков?
Отброшены все понятия о политических выпускных клапанах, о реальных демократических процедурах, позволяющих политическому классу обновить состав и заручиться доверием низов. Это не для нас. Пусть Египет учится на ошибках прежнего начальства и ищет новые способы взаимодействия властей и подданных. Наше начальство от ошибок гарантировано и ничего нового не ищет.
Да и зачем искать? Рядовые люди, конечно, недовольны, но ведь это недовольство никак не структурировано – несистемная оппозиция маловлиятельна и раздроблена идейно и организационно. Верно или нет, но считается, что в ближайшее время народ не сможет диктовать властям политику. А если так, то стоит ли рисковать какими-то переменами сверху?
Вот Горбачев рискнул на перемены, и видите: потерял и власть, и державу. Постоянные напоминания друг другу об этом факте кажутся в нашем руководящем кругу верхом управленческой мудрости и признаком тонкого понимания сущности страны и народа. А
чем дальше властная система и низы отдаляются друг от друга, тем страшнее даже и думать о каких бы то ни было инициируемых властями изменениях. Как бы все сразу не посыпалось.
Сначала завели в тупик, а теперь выдают этот тупик за меньшее из зол и даже за что-то нормальное и естественное. Предлагают устраиваться в этом тупике надолго, желательно навсегда. Забывая при этом, что вечных тупиков не бывает. И чем дольше система костенеет в застое, тем разрушительнее потом ее распад.