Вице-премьер Сергей Иванов, сразу после теракта в аэропорту Домодедово предлагавший создать единый федеральный орган безопасности на транспорте, выступил с новой инициативой —- «дать право сотрудникам охранных структур только на своем объекте… проверять документы у подозрительных лиц или открывать сумку без присутствия милиционера».
Это вполне типичная чиновничья реакция на теракт. Точнее, на действия вышестоящего начальства. На прошлой неделе лично президент Дмитрий Медведев проинспектировал Киевский вокзал в Москве и аэропорт Внуково. На вокзале не оказалось ни милиционеров, ни металлодетекторов. После внезапной проверки, устроенной президентом, столичные вокзалы в трехдневный срок оборудовали соответствующими рамками. Формально на вокзалах увеличилось и количество сотрудников милиции, всех без исключения пассажиров заставляют проходить через металлодетекторы. Несмотря на это, например, корреспондент РИА «Новости» без труда пронес на разные вокзалы Москвы килограмм гвоздей в рюкзаке.
Впечатлениями о том, как действует обновленная и усиленная система безопасности, граждане активно делятся в блогах и в Twitter. Наблюдатели почти
Понятно, что власти будут пытаться отреагировать на очередной резонансный теракт некими бюрократическими идеями и временными мерами, но реакция эта достаточно быстро (по опыту прошлых резонансных терактов) сойдет на нет.
Установить металлодетекторы на вокзалах по распоряжению президента в общем легко, но российская власть все равно не станет проверять, как они работают. В любом случае это гораздо легче, чем организовать качественную агентурную работу спецслужб (главный в современном мире способ реальной борьбы с терроризмом) или решать проблемы Северного Кавказа по существу, лишая террористов идеологической и экономической базы. Тем более что о своей собственной безопасности российское начальство позаботилось хорошо. Оно ездит по заранее перекрытым улицам на машинах с «мигалками», летает спецбортами через VIP-залы. Оно несменяемо и привыкло, что не будет отвечать перед населением за теракт с любым количеством жертв на любом объекте.
В такой ситуации и при такой власти гражданам, увы, впору не иронизировать по поводу имитации государственной борьбы за безопасность на вокзалах, в метро и аэропортах, а думать о самозащите. Насколько это возможно.
Наша безопасность становится нашей личной заботой. В этом смысле Россия — даже не живущий под постоянной угрозой терактов Израиль. Там борьба с террором — прежде всего забота государства и его спецслужб, правоохранительных органов, армии. Но при этом и израильские граждане хорошо владеют элементарными навыками личной борьбы с этой террористической угрозой.
Понятно, что речь о раздаче оружия населению не идет. Но игнорировать призывы в метро сообщать о бесхозных вещах не надо. Важно по возможности внимательно смотреть на поведение окружающих в толпе, если вы находитесь в транспорте. И уж точно граничащей с кощунством глупостью в нынешних условиях выглядит телефонное хулиганство, когда люди «по приколу» сообщают о якобы заложенной на вокзале бомбе, начинается экстренная эвакуация пассажиров, и без того не особенно эффективная транспортная милиция отвлекается от исполнения прямых обязанностей.
У россиян нет объективных оснований надеяться на государство в защите от терактов. Мы не США и не Испания, где после взорвавших страну в прямом и переносном смысле атак террористов власти сделали все возможное, чтобы подобные теракты не повторились.
Мы сами должны осознать, что живем в условиях, приближенных к боевым. Особенно это касается жителей Северо-Кавказского региона и мегаполисов, где угроза терактов наиболее велика.
И вести себя соответствующим образом.
Самостоятельно тушить лесные пожары прошлым летом наиболее сознательные россияне уже научились. Похоже, теперь нам всем по мере сил и возможностей придется учиться самостоятельно противостоять и терроризму.
Рамки и рынды от власти, как показывает наш печальный опыт, не звенят и не звонят…