Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Коррупционная доза

Борьба с мздоимством приобретает все более изощренный характер. Ставки на чиновные услуги от этого только растут

Власть пытается представить коррупцию как моральную проблему и обвиняет граждан в развращении чиновников. Граждане все чаще видят в повсеместных взятках и непомерных ценах прямое следствие вертикали власти.

На днях, как по заказу, почти в один час в разных городах страны последовали громкие заявления от известных представителей элиты российского общества о новых мерах по борьбе с коррупцией.

Питерская градоначальница Валентина Матвиенко запретила бизнесменам развращать подарками госслужащих, которые «… могут не выдержать соблазна».

Матвиенко бросила грозный взгляд на приглашенных на заседание консультационного совета по вопросам развития градостроительного комплекса представителей бизнеса и продолжила: «Кто коррупционеры — чиновники или вы, еще разобраться! Не давайте взяток — и не будет коррупции!» «Конфеты к 8 Марта можно?» — спросили из зала. «Нет!» — рубанула начальственная дама.

Тем временем в Москве мэр Сергей Собянин тоже витиевато объясняет, что в коррупции виноват и бизнес, который привык решать проблемы взятками. И с разных концов страны непрерывно поступают новости под этот же тег. Правда, они не столь изящные, как из двух столиц. UralDaily.ru, к примеру, сообщает, что сити-менеджер Челябинска Сергей Давыдов подписал постановление «Об утверждении городской целевой программы по противодействию коррупции в городе Челябинске на 2011—2013 годы». В пресс-службе мэрии Челябинска UralDaily.ru пояснили, что на это противодействие, чтобы «...максимально вовлекать гражданское общество в антикоррупционную деятельность... разработать механизмы мониторинга коррупциогенных факторов… челябинским властям... нужно 800 тысяч рублей».

Москва во всем впереди. И в размахе коррупции, и в борьбе с ней. В столице уже пошел процесс активного участия гражданского общества в антикоррупционной деятельности. Почти параллельно с Матвиенко, Собяниным и Давыдовым председатель «Деловой России» Борис Титов заявил о создании центра общественных процедур «Бизнес против коррупции», который будет заниматься конкретными жалобами предпринимателей на коррупцию и рейдерство.

По словам Титова, в совет планируют войти представители прокуратуры, Следственного комитета, Минэкономразвития, а если факт рейдерства или коррупции будет раскрыт, о нем будут сообщать первому вице-премьеру Игорю Шувалову, ответственному за защиту прав инвесторов. Иными словами,

выходит, что инициатива по созданию центра проработана по инстанциям, это не бизнес-импровизация. Как похоже, что не были импровизациями и лексические совпадения в речах глав Питера и Москвы.

Конечно, в стремлении верхушки власти стимулировать поход против взяточничества в России нет ничего дурного. Вопрос: это серьезно? Есть уверенность, что это крайне серьезно для власти. Потому что все «цветные» и «бархатные» перевороты последнего времени во всех странах, где они получались, непременно шли под лозунгами о борьбе с коррупцией. А «цветные кошмары», говорят, уже несколько лет мучают по ночам представителей верхушки вертикали власти. Вот и пришлось объявить поход на мздоимство.

Объявить легко, миссия же невыполнима. Ведь, по сути, российская бюрократия теперь пытается организовать борьбу с коррупцией, которую сама же породила, вскормила и вырастила. Коррупция раздалась и окрепла настолько, что теперь угрожает сожрать все вокруг, включая своих создателей.

Однако именно коррупция была фундаментом при строительстве вертикали власти, ведь не за зарплату же брели люди служить элементами этой вертикали, а по старинной традиции ставились как бы на кормление. Башню возвели громадную. Но массовому любованию ею явно избыточного для страны населения мешают старые беды, которые каким-то причудливым образом не исчезли: то кризис перекрывает кран получения дешевых займов из гадких стран, то неурожай, то засуха, тут еще постоянно баламуты пытаются сделать из Маяковки площадь Тахрир. Их, конечно, много меньше, чем верных идеалам партии «Единая Россия» граждан, но ведь и в Египте подавляющее большинство населения любит Мубарака больше, чем каирских либерастов… И цены на топливо, на продовольствие никак не слушаются приказов начальства, а норовят жить по каким-то своим правилам, а ведь именно дороговизна пищи становится нынче искрой, порождающей пламя…

Напрочь искоренить коррупцию, конечно, никто и не предлагает. Это ведь будет сродни тому, чтобы из-под вертикали изъять фундамент — тогда она рухнет.

Титов прямо говорит: «Побороть системную коррупцию крайне тяжело. И мы на это не претендуем». Но нельзя мириться с бесконтрольным разрастанием коррупции — она должна четко дозироваться и управляться.

Два года назад пытались решить эту задачу упрощением. Главными коррупционерами предлагалось назначить медсестер и учительниц, соответственно, МВД объявляло средний размер взяток по стране. После пришлось заговорить об «оборотнях в погонах», сдать на растерзание несколько чиновников и повысить средний размер взятки примерно с трех до 10 копеек. Нынче уже объявлено: в Москве берут в среднем по 500 тысяч рублей. Вот здесь пора бы и остановиться — куда зачищать выше, чем глав департаментов или даже городов?

И зазвучало: бизнес — виновник коррупции. А бизнес в лице Бориса Титова сводит проблему, похоже, к рейдерству. Делу, кстати, обычному. Вот и герой Ричарда Гира в фильме «Красотка» был, кажется, удачливый рейдер…

Но невозможно разделить коррупцию на хорошую — государствообразующую — и плохую, увеличивающую траты бюджетов.

Народ сочувствует и помогает блогеру Навальному. Но более бурчит по поводу того, что любой товар в наших магазинах существенно дороже, чем, скажем, в куршевельском захолустье. И все чаще полагает, что переплачивает как раз на содержание вертикали в целом и каждого участника этой живой пирамиды в отдельности.

То есть власть пытается представить коррупцию как моральную проблему. А граждане все чаще видят в ней естественное следствие уродливой системы ценообразования.

При этом той примитивной коррупции, которая была лет 15 назад, уже нет. Не приходят в магазины за подношениями пожарные, врачи и налоговики. «Да нет уже такого, ну раз в год перечисляю местной администрации рублей пятьсот на починку там школы или еще чего, так это ладно, — говорит собственница небольшого магазина типа сельпо в ближней провинции. — Но я беру товар по таким ценам, что при обороте в среднем 250—300 тысяч рублей в месяц зарабатываю 20—25 тысяч рублей. Зарабатывают они, наверное». Непосредственные управляющие и персонал столичных бутиков тоже небогаты. Хотя любая вещь в них стоит раз в десять больше, чем Штатах, раз в семь по сравнению с Европой. То есть наценки формируются вовсе не в последней инстанции, а много раньше.

Прежней примитивной коррупции уже нет, так как нет уже лихих купцов, которые на свой страх и риск возили в Россию пуховики и компьютеры. Все структурировано и поделено. Только конкуренция отдыхает. Допуск в закрытый клуб поставщиков получить непросто, а разные выскочки типа Евгения Чичваркина аккредитации лишаются. Еще любопытнее картинка не на входе товаров, а на выходе сырья для производства этих товаров из страны…

Можно, конечно, стараться как-то легализовать распределение наценок, но нельзя же враз объявить миллионам частиц, из которых сложена вертикаль власти, что их довольствие сокращается.

Что делать? Обвинять бизнес в соблазнении целомудренных чиновников. Чаще вспоминать десять заповедей в интерпретации «морального кодекса строителя коммунизма». Публично ругать нефтяников и не замечать симуляцию биржевых торгов в Питере. Ругать торгашей. Позволить бороться с рейдерством — под присмотром. Чаще вращать глазами и делать бровки домиком.

Но ни в коем случае не подрывать основ монополизма, не вытаскивать фундамент из-под башни.

Новости и материалы
В полуфинале шоу «Маска» появятся два специальных конкурсанта
Зеленский посетил Часовой Яр
Баку и Ереван условились по согласованию проекта комиссий по делимитации границы
Савичеву раскритиковали за «распутные» танцы в ультракоротких шортах
В Тюмени молодой человек выпал с высоты девятого этажа
В Одесской области повреждена припортовая инфраструктура
Три арабские страны высказали обеспокоенность ударами Израиля по Ирану
Анастасия Костенко пожаловалась на безвыходное положение после рождения нового ребенка
Врач рассказала, какого стресса не нужно избегать
Невролог Демьяновская: здоровью вредит только длительный отрицательный стресс
Экс-министру энергетики Подмосковья Самарину избрана мера пресечения
«Меня уже тошнит, сколько можно?»: чемпион ОИ о новостях про Овечкина
Нетаньяху и Бербок поссорились из-за Газы
Анна Седокова рассказала о самом правильном решении в своей жизни
Выяснилось, как получил гражданство отец подозреваемого в нападении на байкера
На журналистку Татьяну Фельгенгауэр* могут завести уголовное дело
Полиция задержала мужчину, проникшего в консульство Ирана в Париже
Курс доллара на Мосбирже опускался ниже 93 рублей
В Евросоюзе обсудят вопрос поставок на Украину снарядов для Patriot
Все новости