Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Все на борьбу с инфляцией

О том, что рост цен пора вводить в рамки, после Туниса и Египта заговорили по всей планете

Мировая мода 2011 года – бороться с инфляцией. Россия, где по итогам 2010 года инфляция почти вчетверо выше, чем в странах еврозоны, пока готовит интеллектуальное обеспечение для предстоящей борьбы.

Что-то кутузовское чувствуется в антиинфляционном плане, раскрытом на днях говорящими головами Центробанка и МЭРа Алексеем Улюкаевым и Андреем Клепачом. Сначала инфляцию будут, так сказать, заманивать. Не станут ей мешать, пусть себе растет. А где-нибудь к лету, «когда она в годовом выражении достигнет двузначных значений» (Клепач) и тем самым откроется для удара, вот тут-то наша государственная машина выскочит из засады и обрушится на нее со всей своей мощью и мастерством. После чего «есть веские основания считать, что она (склонность цен расти все быстрее – С.Ш.) сможет смениться снова циклом понижения инфляции» (Улюкаев).

Гениальность этого плана в том, что он как минимум на полгода дает властям передышку. В предстоящие месяцы можно будет повторять, что все под контролем и ценам нарочно позволяют расти, чтобы они окончательно зарвались и тем вернее попали в заготовленную властями ловушку. Ну а дальше всегда есть надежда, что цены и в самом деле сбавят темп, а если и не сбавят, то можно будет сочинить что-нибудь еще. Тут главное – выиграть время. Конечно, все равно неприятно. Считается, что

именно ускоренное вздорожание еды вывело народ на улицы в Тунисе и Египте. Конечно, там тепло, а у нас нет, но о том, что рост цен пора вводить в рамки, заговорили вдруг по всей планете.

Народный банк Китая дважды за три последних месяца повышал свою ставку рефинансирования. Пятипроцентная инфляция прошедшего года признана там непомерно высокой, и китайскую экономику пытаются охладить. В Евросоюзе (в составе всех 27 стран) индекс потребительских цен вырос за 2010 год на 2,6%, а отдельно по еврозоне в этом январе (к январю прошлого года) на 2,4%. Этого еще недостаточно, чтобы ЕЦБ решился поднять ставки, но уже вполне хватает, чтобы финансисты и политики начали взволнованно рассуждать об этой перспективе. И будут рассуждать еще больше на G7, G20 и во всех прочих местах массового скопления мирового начальства. Потому что час выходить на битву с инфляцией пробил повсюду.

Экономические моды в эпоху кризиса меняются быстро. Птичка мировой экономики попеременно увязает то хвостиком, то клювиком, то крылышком, то всем подряд, и правительства со своими пожарными мероприятиями шарахаются в разные стороны. В 2008-м кричали, что надо скорее закачать деньги в падающие экономики. В 2009-м – что пора бы эти закачанные деньги начать оттуда выводить. В 2010-м – что надо как-то избавляться от неподъемных госдолгов и бюджетных дефицитов. И вот сейчас подходит очередь бороться с ростом цен.

Выглядят эти метания не очень убедительно. Попыток предпринять что-то несиюминутное почти везде гораздо меньше, чем разговоров, а реальных результатов куда меньше, чем попыток. Но то, что делают наши власти, – это пародия даже на те неловкие и показные телодвижения, которые совершают все остальные.

В 2010-м инфляция потребительских цен (около 9%) была у нас вдвое-вчетверо выше, чем в большинстве крупных экономик.

В январе 2011 года (больше 2%) она резко обходит то, что было в январе 2010-го (1,6%). Январская инфляция у нас всегда выше, чем в последующие месяцы, но уже видно, что старт задан мощный. Настолько мощный, что одним только изощренным планом-графиком усмирения цен во второй половине года от публики не отделаться. Поэтому на первом месте сейчас жалобы на неурожай, который будто бы единственная причина взлета цен.

Заметно, что чем дальше этот неурожай уходит в прошлое, тем больше места он занимает в казенной демагогии. Когда неурожай только случился, наш президент, помнится, обещал, что роста цен на еду власти просто не допустят, встанут нерушимой стеной, а премьер перевел эту мысль на язык практических действий, полностью запретив экспорт зерна. После таких слов и таких дел оставалось только наслаждаться результатами, а сейчас выясняется, что результаты-то как раз ни в какие ворота.

За 2010 год цены на продовольствие выросли у нас (если довериться официальным подсчетам) на 14,7%. Это впятеро больше, чем в Евросоюзе, где еда за год подорожала на 2,8%.

Чтобы стало еще яснее, сравним цены у них и у нас за один только прошлый декабрь, когда наши экспортные запреты и прочие мероприятия уже явно должны были оказать свое волшебное воздействие. И притом возьмем только одну позицию — «хлебобулочные изделия и крупы», то есть именно ту, на которую прекращение зернового экспорта должно было повлиять у нас с особенной благотворностью. Так вот, в ЕС в декабре «хлебобулочные изделия и крупы» подорожали на 0,3%. А в России за тот же месяц на 2,2%. Аж в семь раз больше.

Значит, при всем уважении к неурожаю, он явно не единственная, да и не главная причина ускорения нашей инфляции. Еще больший вклад внесли три традиционных фактора: профнепригодность нашего аппарата управления, навязанный сверху монополизм в производстве и торговле и массированное печатание денег для разогрева экономики и обслуживания популистских мероприятий.

Из всего перечисленного можно только одно изменить быстрым порядком – меньше печатать денег. И Центробанк даже намекнул было, что попробует это сделать. Его шеф Сергей Игнатьев несколько дней назад дал понять, что ставка рефинансирования может быть повышена – впервые за два года. В сочетании с другими доступными финансовым властям мероприятиями по ужатию денежной массы это и в самом деле могло бы притормозить рост цен.

Ведь есть что ужимать. На начало 2011 года денежная масса была больше, чем год назад, на 28,5% (агрегат М2 – наличные плюс безналичные) или, считая только наличные деньги, на 25,4% (агрегат М0).

Учитывая, что реальный прирост массы товаров и услуг (включая и импортные) за тот же год был в несколько раз меньше, чем рост денежной массы, это та самая гарантия двузначной инфляции, которую провидчески обещают Клепач с Улюкаевым.

Но в понедельник собрался совет директоров Центробанка и, вопреки всем намекам, оставил ставку рефинансирования без изменений. В смущенном коммюнике ссылки на «неопределенность в оценке устойчивости экономического роста» и обещания «оперативно оценивать риски перехода наблюдаемого роста цен в устойчивые инфляционные тенденции», для чего еще раз собраться в феврале «для рассмотрения вопросов процентной политики».

Конечно, наш ЦБ искренне не любит инфляцию и, конечно же, он хотел бы притормозить денежные вливания, если бы представился удобный случай. Но что значит притормозить? Либо обидеть всю пирамиду лоббистов с премьером и президентом наверху, чего у нас нельзя делать никогда, либо обделить деньгами простой народ, что вообще-то можно, но в год выборов тоже нельзя. Поэтому все, что надумали в такой деликатной ситуации, это очередной раз подождать и поглядеть, что будет.

В странах, где режимы покрепче, власти в этом году попробуют управлять инфляцией. У кого-то получится, у кого-то нет. А у нас инфляция будет управлять властями.

Если вырастет, но все же не сверх меры, то они просто выкинут ее из головы, предоставят цены и покупателей самим себе и беззаботно останутся на привычных своих галерах.

А вот если инфляция вырвется из коридора, в котором ее согласен терпеть народ, то быть великим делам. А именно крику, шуму, разысканию виновных, инспектированию лавок высшим начальствующим составом, учреждению штабов оперативного реагирования, созыву комиссий по выработке предложений по борьбе с ростом цен, а также и всему прочему, чем пытаются у нас заменить экономическую политику.

Новости и материалы
Песков рассказал о планах Путина на 30 мая
Устроивший в столице массовую поножовщину фитнес-тренер лечился от наркозависимости
В Кремле рассказали о подготовке визита Путина во Вьетнам
Песков рассказал, снизится ли турпоток в Крыму и на Кубани из-за обстрелов
В Черном море военные России уничтожили четыре морских беспилотника ВСУ
В подмосковном храме прихожанин с психическим расстройством напал на работницу трапезной
В Кремле заявили, что НАТО намеревается продолжать вести войну с Россией
МЧС разработало приложение, информирующее об угрозах
«Луна-24» влетела в спутник Земли под углом 45°
Захарова: РФ обеспечит безопасность из-за призывов снять запрет на использование оружия
Польский генерал призвал Запад разрешить ВСУ бить по РФ
«Красный Крест» выразил готовность помочь России и Украине с обменом военнопленных
Ракета с грузовым космическим кораблем стартовала с Байконура
В российской школе обрушились потолок и часть стены
ФТС: житель Крыма незаконно поставлял вооружение в США
Врач назвал неочевидный признак диабета
Запад обвинили в использовании «грязных инструментов» против РФ и Китая
Евросоюз утвердил решение о пошлинах на зерно из России и Белоруссии
Все новости