Профсоюз отечественных капиталистов готовится выступить с поправками к Трудовому кодексу, расширяющими возможности для работодателя в части найма и увольнения работников, продолжительности рабочей недели и предоставления работникам льгот и компенсаций. Поправки, как утверждает излагающий их основные идеи «Коммерсантъ», подготовлены для «давно назревшего обсуждения». В РСПП, однако, не могут не понимать, что это обсуждение будет носить политизированный и весьма конфронтационный характер. Вероятность того, что такая инициатива в целом будет отвергнута, высока. И союз, скорее всего, может рассчитывать максимум на отдельные подвижки в волнующем его вопросе.
Вопрос, однако, серьезный. Возглавляющий комитет по рынку труда РСПП миллиардер Михаил Прохоров давно уже говорит, что «существующее трудовое законодательство сдерживает инновационное развитие». По производительности труда наша страна катастрофически отстает не только (а может быть, не столько) от Запада, но и, что еще страшнее для надеющихся на повышение конкурентоспособности России, от Китая и от развивающихся стран.
Эксперты, рассматривающие эти печальные явления с точки зрения бизнеса, говорят о чрезмерной защищенности наемных работников, узости маневра для нанимателей. Их оппоненты, разумеется, подчеркивают ответственность самих капиталистов за сложившееся (и ухудшающееся, несмотря на возможности текущей конъюнктуры) положение дел.
Обновление производственных мощностей идет черепашьими темпами, заинтересованность производителей в инновациях низка. А наемный работник беден, и скудость его материальных возможностей ограничивает внутренний спрос на продукцию с высокой добавленной стоимостью. Попытки повысить норму эксплуатации приведут только к социальному взрыву, а вовсе не к инновационному прорыву.
Как ни печально, правы, скорее всего, и те и другие. Даже не говоря о таких фундаментальных и трудноизлечимых пороках российского рынка труда, как низкая мобильность граждан, затрудненная самозанятость, падение квалификации работников во многих отраслях и старение населения,
взаимные упреки капиталистов и рабочих не исключают, а дополняют друг друга.
Добавим к этому наши культурные и исторические особенности (те, естественно, которые препятствуют модернизации), и картина станет еще мрачнее.
Кроме того, совершенно ясно, что изложенные инициативы РСПП никак не соответствуют текущему политическому моменту: на подходе выборы Думы и президента.
Следовательно, власть скорее пойдет по пути дальнейшего увеличения обязательств перед населением и, в частности, будет требовать усиления знаменитой социальной ответственности бизнеса.
Другое дело, что с окончанием большого политического цикла проблемы отечественной экономики никуда не денутся. И власть будет их решать. Как?
Одновременно нейтрализовать мешающие развитию поведенческие черты отечественного работодателя, преодолеть чрезмерные запросы российского работника, справиться с застойностью рынка труда, да еще и отменить разрушительные для страны свойства нашей бюрократии возможно только с полной сменой институциональной среды. Поскольку этого без потрясений добиться невозможно, решение будет частичным. И, скорее всего, как раз в духе предложений РСПП: попытаться за счет урезания социальных обязательств и усиления эксплуатации наемного труда дать российскому хозяйству если не конкурентные преимущества (в сравнении с Китаем или Индией их добиться Россия не сможет), то хотя бы время на перевооружение.
Ответ этот будет болезненным, а импульс для бизнеса кратковременным. Но другого для не желающих больших перемен быть попросту не может.