Свобода, доставшаяся даром, имеет крупный недостаток. За такую свободу люди в большинстве своем сражаться не будут. Она не является для них ценностью.
История истекшего российского двадцатилетия показывает это с очевидностью. Под позолотой конституций скрываются все те же вчерашние робкие советские люди, занятые в большинстве своем борьбой за существование и потребительством. Не пройдя школу гражданского воспитания, за двадцать лет выросли новые поколения. Так и идут предки и потомки, «скованные одной цепью, связанные одной целью».
Экономическая несостоятельность коммунистического режима, его разложение привели к тому, что в руки людям свалилась свобода.
Случись такой поворот, что цены на нефть начали бы расти не в начале нулевых, а пятнадцатью годами ранее, не только Г. А. Зюганов, но и многие наши современники за честь считали бы посетить Мавзолей и пройтись по кладбищу у кремлевской стены.
Случайный дар свободы скоро взяли обратно. Происшедшее похоже на эпизод из «Кавказской пленницы», когда подошедшему к пивной бочке пьянчужке вдруг достается переданная персонажем Георгия Вицина кружка с пивом. Потом желтый нектар отбирается. Покачивающийся дедушка смотрит на небо, поворачивается и уходит. Упала кружка сверху и обратно вознеслась. Только пену успел сдуть.
Это метафора того, что было с нашей страной в прошедшие двадцать лет. И это то, чего желают многие граждане. Вне зависимости от направлений политической мысли. Чтобы явился сверху Он, сверкающий чистотой и силой Хозяин, и дал бы людям пиво и много чего еще. Да так дал, чтобы платить за это ничего не нужно было. Вышел утром из дома на работу, а вокруг раскинулся город Нью-Йорк. Или Париж. Или Рим. А лучше все эти города вместе. И жизнь чтобы такая завернулась, как показывают в каком-нибудь «Сексе в большом городе».
И напрасно люди, считающие себя либеральными демократами, полагают, что они далеки в своих устремлениях от коммунистов или же от так называемой «Единой Справедливой России». Везде одно и то же сладостное ожидание явления Первого Лица. У одних это В. В. Путин, у других Г. А. Зюганов, у третьих в последнее время Ю. Ю. Шевчук.
Идет бесконечный поиск того, за кем можно было бы пристроиться в затылок и топать, словно дуболомы Урфина Джюса, в заданном направлении.
Топ-топ, по дорожке из желтого кирпича. Нам радостно идти вместе. Где-то там блестит на солнце зеленым светом сказочный Изумрудный город. Открывайте ворота, мы подходим.
Это, конечно, желание иррациональное. Именно поэтому, когда приводятся соображения, заставляющие тускнеть доспехи кандидата на роль героя-спасителя, ответом служит яростная отповедь. Ведь наши соотечественники по большей части люди глубоко верующие. От Церкви их отлучили, но огонь Веры по-прежнему греет их души. И воспринимают люди критику придуманных ими кумиров как глубочайшее оскорбление их Веры, как разрушение их естества. А как же можно иначе без затылка, в который надобно смотреть? Без указующей руки? Зыбка почва под ногами. Ступить боязно. Многие опасности таит путь самостоятельный. Мы не джедаи.
Не отрицая, конечно, роли лидерства, следовало бы задуматься. О том, что предполагающая ответственность свобода — это результат повторяющихся простых действий большого числа людей, гражданских организаций. Лидер здесь никак не Прометей, принесший людям дар богов — огонь. Он лишь единичное и самое яркое выражение того гражданского достоинства, которое десятки, сотни, тысячи и миллионы раз повторилось в индивидуальных судьбах. Это и есть плотная гражданская ткань либеральной демократии, которую никто сверху не подарит. И когда мы видим сегодня многомиллионную колонну манифестантов в Париже, огромные толпы выступающих против Берлускони в Риме или же против политики Обамы в Вашингтоне, это и есть та самая гражданственность, функцией от которой является лидер. И первична как раз она, а вовсе не какой-то опаленный стремлением сделать людей счастливыми избавитель, принесший дождь в пустыню. Без такой плотной гражданской ткани лидер есть диктатор. Мягко стелющий или жестко правящий, но диктатор.
Случись, между прочим, невероятное, явись сейчас в России мудрый лидер европейского толка — ему буквально не на кого было бы опереться. Он был бы вынужден быть диктатором просто в силу наличного общественного устройства страны.
История малочисленных митингов и бесконечные попытки демократической оппозиции привести большинство граждан на избирательные участки, организовать контроль за выборами хорошо это показывают. Не пойдем туда, где ведомой массы мало. А если ее будет много, то все равно не пойдем. Без нас справятся. Мы ждем результата.
Немало россиян вообще живет в угаре пьянства, в жестокой нужде, с каждодневным мордобоем, и здесь речь идет не о каких-то политических учреждениях, а о первичном создании нормальных условий существования.
А что же другие, которые могут себе позволить рассуждать о политике? К основанной на личной свободе и личной ответственности либеральной демократии многие из них относятся с глубоким недоверием. Они вовсе не отличные от непросвещенных современников угнетаемые свободные граждане, а такие же подданные. Предпочитающие пути гражданина совсем другой образ жизни — бесконечных воздыханий о тяжелой судьбе, возмущения тем или иным попавшим в случай богатеем и всяческими неустройствами. Живут эти люди ожиданием того светлого часа, когда явившийся герой все перевернет, дарует набор благ — от честных выборов до высоких зарплат и недорогих квартир. Тогда и можно будет наконец зажить. Вздохнув полной грудью. Наконец-то свободны. Жить хорошо, а хорошо жить еще лучше.