Нынешние первоклассницы и первоклассники – будущие школьные выпускники 2021 года. Двадцатые годы XXI века – это эпоха, по которой, возможно, назовут их поколение.
Есть еще время подумать, какую страну они примут из рук старших и будут ли они им признательны, если она останется примерно такой же, какой мы ее знаем сегодня.
Позади у нас десятилетие духовного, гражданского и политического застоя, искупаемого в глазах многих быстрым, пусть и не всех коснувшимся ростом материального благополучия. Но сегодня этот рост себя исчерпал, и если страна продолжит двигаться по инерции, это будет означать, что застой останется, а вот благополучие прирастать перестанет. Россия начала 20-х вряд ли будет много богаче, чем Россия сегодняшняя. И молодежи этих лет едва ли предстоит купаться в роскоши. Может быть, идея сделать наконец свою страну богатой и современной ее как раз и воодушевит. Однако для этого нужна подходящая общественная атмосфера. Та, которой сейчас нет.
Школьным выпускникам свойственно думать о карьере. Но если все будет идти, как идет, у большинства выпускников 2020-х перспективы очень скромные.
Костенеющий, все более замкнутый сам на себя чиновно-коммерческий слой все неохотнее пускает в свои ряды посторонних. Еще десяток лет — так и вовсе перестанет. Высокое положение – только для тех, кому оно положено по рождению. Остальным придется умерить аппетиты. Вряд ли это вызовет у них теплые чувства.
И совсем уж сомнительно, что эти чувства будут смягчены у них религиозным смирением. Предстоящие годы почти наверняка будут отмечены попытками открыто или полуоткрыто внедрить в школы преподавание религии. Но принудительно насаждаемая сверху вера не может быть искренней и глубокой. Видимо, именно этот феномен имеют в виду участники опросов, которые, утвердительно отвечая на вопрос, выросла ли в последнее время религиозность, так же утвердительно отвечают и на вопрос, вырос ли за последнее время всеобщий цинизм.
Карьерные затруднения реально способно смягчить хорошее, дающее высокую квалификацию образование. Опросы общественного мнения говорят о неудовлетворенности россиян нынешней системой. Как признал на заседании Госсовета во вторник и президент Медведев, «здесь пока много работы еще». Для того, чтобы доступ к хорошему образованию, будь то дома или за границей, открылся для многих, нужно что-то гораздо более серьезное, чем ЕГЭ.
Не повысился и престиж военной службы, на которую, если сохранится прежняя система призыва, обязаны будут пойти больше половины юношей начала 20-х. Обязаны, но пойдут ли?
Армия либо должна успеть гуманизироваться не на словах, а на деле, либо все-таки подчиниться велению времени и стать профессиональной.
Молодежь всегда стремится побывать, поучиться и поработать в других странах. Будут ли хоть к 20-м годам по-настоящему открыты границы с Евросоюзом? Если реальное состояние наших отношений останется таким же, как нынешнее, то сомнительно. Поколение 20-х вряд ли будет сомневаться, что Россия – европейская страна. Надо ли перекладывать на его плечи труд доказывать это Европе?
Молодежь склонна к риску и охотнее старших экспериментирует в бизнесе, пытается открыть собственное дело. В сегодняшнем нашем деловом климате это слишком часто оборачивается разочарованием на всю жизнь.
Нынешние хозяйственные нравы наверняка не понравятся новому поколению, если просуществуют до тех времен, когда ему доведется попробовать их на себе.
А понравится ли гражданская и политическая жизнь, точнее, ее отсутствие? Достигнув 18 лет, поколение 20-х обнаружит, что сверстники из других стран выбирают себе должностных лиц, не зная заранее, кто победит. А у нас, следуя консенсус-прогнозу отечественных политологов, еще и в 20-е годы этого века во главе страны будет стоять либо ныне действующий тандем, либо кто-то один из его участников.
Вторым, помимо относительной сытости, оправданием всех гаечных завинчиваний, всех странностей и несуразиц нулевых лет служили страшилки об ужасах 1990-х. Но они уже и сейчас теряют силу из-за постоянного употребления. Еще одно десятилетие им уж точно не прожить. Сегодняшние наши порядки, сохранившиеся в целости до 20-х годов, будут выглядеть даже не то чтобы невыигрышно, но нелепо до предела. Поколение 20-х просто не поймет, зачем это понадобилось их родителям и с какой стати им вручается такое наследство.
Чтобы избежать конфликта поколений, сегодняшним взрослым лучше бы начать обновление страны своими силами, не перекладывая его на плечи нынешних первоклашек.