Недавно «Левада-центр» решил разобраться, к кому россияне чаще обращаются в минуту душевной смуты. И выяснил, что вовсе не к психологам, а к экстрасенсам, целителям и ворожеям. Их услугами хоть раз в жизни воспользовались 20% опрошенных, тогда как к психотерапевтам обратились в два раза меньше. При этом две трети остались вполне довольны результатами, то есть будут посещать своих благодетелей и впредь. Другая любопытная деталь: среди тех, кто чаще других полагается на магию, не только домохозяйки и пенсионеры, но также и молодежь и предприниматели. А это значит, что вера в нее вовсе не отголоски темного прошлого. Результаты опроса позволяют заключить, что
у наших колдунов и ворожей неплохие перспективы на будущее. Во всяком случае, психологов они обставляют запросто.
Однако далеко не всех. В современной психологии есть направление, которое именует себя трансперсональным. Оно не только в открытую заимствует приемы из арсенала шаманов и колдунов, но и подводит под них теоретические обоснования. И, как оказывается, совсем не зря: его услугами охотно пользуется продвинутая столичная публика. Академические психологи, правда, относятся к своим не в меру прытким коллегам скептически и называют их деятельность «поп-психологией». Но отрицать популярность не могут, что и находит подтверждение в презрительной кличке.
На первый взгляд, гораздо яростней сражается с колдунами религия. Инвективы против магов и экстрасенсов раздаются с амвонов и в церковной прессе. Но, похоже, нынешние верующие не слишком к ним прислушиваются. Как показал недавний опрос ВЦИОМ,
чаще других на астрологию полагаются как раз те, кто верят в Бога. Одно другому не мешает.
Что же, проповедники разучились убеждать? Нет, не разучились. Но они нападают на магию как на что-то внешнее по отношению к вере. А магия пышным цветом расцветает внутри того же православия. Убеждение, что чудо можно купить, поставив перед иконой десяток свечек, а ребенка оградить от всяких невзгод, окунув его в крещальную купель и не вникая в суть происходящего, широко распространено среди православных масс. Иначе как верой в волшебство это не назовешь. И от веры в спасительную помощь звезд она мало чем отличается. Ничего удивительного в том, что обе мирно уживаются друг с другом. Но в церкви предпочитают закрывать на это глаза, сражаясь с бесами исключительно за пределами ее ограды.
Этим летом к борьбе с колдунами подключилась и Государственная дума. Комитет по экономической политике и предпринимательству рекомендовал депутатам принять закон, запрещающий рекламу магических услуг.
То, что этим занялся именно комитет, ответственный за предпринимательство, закономерно. Потому что в России магия превратилась в очень доходный бизнес.
И бизнес в основном теневой. Налогов колдуны не платят, но в рекламу вкладываются по полной. В этом достаточно убедиться, пробежавшись одним глазом по телеканалам, не говоря о печатных СМИ. Да и с уличных щитов на нас нередко смотрят тяжелым взором роковые женщины, обещая спасти от всех напастей. Однако пару лет назад аналогичный проект уже был забаллотирован — в Думе у него оказалось много противников. Своей любовью к магии славятся, к примеру, либеральные демократы. Как-то они взялись поддержать Кашпировского в его борьбе за честное имя — и поддержали. Причем в качестве ученого-новатора и высокого профессионала.
Приязнь ЛДПР к Кашпировскому понятна. Их собственный лидер окучивает электорат схожими методами. Иногда его выступления напоминают шаманские камлания. Так что обмен опытом с новатором Кашпировским ему не повредит.
Магические сеансы и политическая демагогия вещи, конечно, разные, но их объединяет то, что в обоих случаях человеческое сознание превращается в пассивный объект манипуляции.
Прошлый век не зря называют веком восстания масс, но массы проявили в ходе восстания не только страшную энергию разрушения, но и удивительную податливость. Оказалось, их можно направлять ровно туда, куда нужно горстке вождей. Открыты были мощные механизмы обработки сознания. Тоталитарные режимы приказали долго жить, но способы управления массами постоянно совершенствуются, обзаводясь всё новыми технологиями.
В свое время Арнольд Тойнби писал о том, что главной угрозой, с которой мы столкнемся в будущем, будет идеологическое манипулирование. Как в воду глядел.
Для кого угроза, а для кого и дар. И им охотно пользуются не только откровенные популисты, но и политический мейнстрим. Однако если на Западе публика выработала какой-то иммунитет к «магическим пассам» своих лидеров, то у нас его практически нет. Более того, власти изо всех сил препятствуют его возникновению. Недаром они охотней всего прибегают к услугам тех политтехнологов, которые занимаются оболваниванием граждан с особым цинизмом.
Это и объясняет, почему власти лишь делают вид, что борются с магией. Ее рекламу они могут и запретить (лишние конкуренты ни к чему), но по всем поднадзорным каналам крутятся и будут крутиться всякие программы про невероятные способности экстрасенсов и магические тайны пришельцев. Ведь ясно, что те, кто с готовностью отдают себя в руки колдунам и верят во что ни попадя — от НЛО до Бермудского треугольника, — легче поверят в обещания, которые на пустом месте делает власть. Магическое сознание — идеальный объект для манипуляций.
По этой же причине не пренебрегают магическими ресурсами поп-психологи и закрывают на них глаза в собственной среде церковные деятели. Как и политики, они понимают, что это простейший способ расширить аудиторию и усилить влияние. Однако из опыта отечественной истории ими извлечен лишь один урок — к массам следует относиться как к детям и не позволять им взрослеть. Между тем прошлый век дал и другой урок — те, кто пребывают в мире вечного детства, несут в себе мощную энергию разрушения. И при удобном случае с удовольствием переворачивают вверх тормашками все, что под руку подвернется. Общественный инфантилизм вещь опасная. Но об этом наши манипуляторы, похоже, забыли начисто.