Взрыв ли на шахте, засуха на полях — лоббисты обязательного страхования тут как тут. Над дымящейся и покореженной шахтой, над выгорающими полями с клекотом начинают кружиться стервятники страхового бизнеса. Взорвется буровая платформа — для страховщиков радость. Еще бы! Можно использовать как предлог для того, чтобы обязать нефтегазовые компании страховать вышки. Есть и «золотая мечта» — обязательное страхование жилищ граждан. Чтобы уж совсем ничего не делать, устроив страховое казино. Им
чем больше видов обязательного страхования, тем гарантированнее «бизнес» — собирай деньги и сиди, положив ноги на стол. Если же случится «страховой случай», то страховщиками будут приложены все возможные усилия для того, чтобы не платить. Это и есть страховой бизнес по-русски. Его суть — злоупотребление доверием.
Страховой бизнес в условиях России представляет собой узаконенное мошенничество. Когда в стране процветает массовое бесправие и коррупция, а выбор властей не зависит от граждан, сделки с институтами, берущими деньги сегодня и обещающими возместить ущерб завтра, превращаются в лотерею для тех, кто эти деньги дает.
Что же, собственно, покупают граждане? Какую услугу? Это ведь не покупка в магазине, где товар можно посмотреть, потрогать и в случае, если что-то не нравится, не покупать или же вернуть после покупки, забрав деньги обратно. В случае со страховым бизнесом по-русски «что упало, то пропало». Отдал денежки и прощай. Здесь деньги платятся в надежде на то, что, может быть, страховое возмещение будет выплачено. Наивен тот, кто думает иначе.
Приведу гипотетический пример. Вообразим крупную российскую страховую компанию и назовем ее, скажем, «Реверанс-Надувание». Что хорошо умеет делать эта компания, с точки зрения гражданина? Только одно — исправно напоминать в конце срока действия страхового договора, что клиент должен принести «Реверанс-Надуванию» деньги и заключить договор на будущий год. Здесь она работает с точностью швейцарских часов. Вам звонят обычно рано утром и напоминают, что договор истекает. Не прячьте ваши денежки, владельцам страховой компании нужно обновить яхту.
Что еще умеет делать эта компания? Она умеет при наступлении страхового случая тянуть время выплаты, вынуждая своих клиентов жить в квартире с протекшим потолком (в случае если застрахована квартира) и ездить пару месяцев на ободранной машине (если застрахована машина). Технология работы в нашей гипотетической фирме «Реверанс-Надувание» устроена таким образом, что на телефоны посажены сотрудницы-попугаи, способные только повторять клиенту как автоматы на все его возражения против действий компании, что «это противоречит правилам страхования». Отдел контроля качества услуг в этой фирме, созданный за деньги клиентов, предназначен для того, чтобы объяснять клиенту, что он не прав, а вот «Реверанс-Надувание», берущее деньги и отказывающееся быстро и эффективно выполнить свою работу – заплатить возмещение, всегда в своем праве.
Если клиент захочет позвонить в отдел урегулирования убытков, то в «Реверанс-Надувании» ему объяснят, что связи с этим отделом нет, т. к. у этого отдела нет телефонов. При этом вам запросто могут соврать по телефону и затем при встрече отказаться выполнять то, что пообещали. Потому что в нашей компании «Реверанс-Надувание» обманывают телефонные сотрудницы-попугаи, а отказывают сотрудники отдела урегулирования убытков, лишенные телефонов. В общем, понятно, почему система устроена таким образом. Будь она устроена иначе, при практике работы «Реверанс-Надувания» менеджеры этой компании постоянно сидели бы на телефонах, отбиваясь от обманутых компанией клиентов. Для того и нанимают сотрудниц-попугаев.
Сколько раз страховался в этой компании клиент, каков размер страховки и является ли он VIP-клиентом, для «Реверанс-Надувания» значения не имеет. Подход ко всем одни. Собственно, если это VIP-клиент, то больше оснований его мурыжить, добиваясь от него различного рода справок и выполнения мелочных требований со ссылками на то, что этого требуют «правила страхования» и даже «внутренний регламент компании». Авось этот богатый клиент махнет рукой и сам возместит ущерб.
Для страхового бизнеса по-русски клиент является человеком только в тот день, когда он несет в «Реверанс-Надувание» деньги, во все остальное время года он подозреваемый в совершении преступления — в попытке увести у страховщиков деньги.
Нет более страшного преступления для страховой компании, чем обращение клиента за возмещением.
И если, скажем, вандалы отодрали на машине зеркало, то вы обязаны самостоятельно добиться возбуждения уголовного дела, затем закрытия этого уголовного дела, и только тогда (обычно месяца через полтора после события) «Реверанс-Надувание» соизволит в течение примерно 15 рабочих дней (три недели) рассмотреть случай подозреваемого в совершении преступления клиента. Вытребовав, разумеется, автомобиль клиента к себе в офис, придирчиво осмотрев авто (милиции ведь веры нет) и потребовав справки из милиции, а также такие важные для принятия решения о возмещении документы, как оригинал договора клиента и квитанцию об оплате договора. А вдруг клиент свой экземпляр договора потерял? Тогда можно еще потянуть время, ссылаясь на «обязательный набор документов» и потребовав от клиента восстановления договора, который он возьмет у того же «Реверанс-Надувания», чтобы потом ему же и предъявить в бумажном виде…
Но если вдруг милиция не заметила какого-то небольшого повреждения и вы укажете на него сотрудникам «Реверанс-Надувания», то тотальное неверие милиции немедленно перейдет в экстазное почитание буквы возбужденного уголовного дела. Раздел этого дела о нанесенном ущербе немедленно превратится в священные письмена, обязательные для «Реверанс-Надувания».
Что можно противопоставить подобному целенаправленному мошенничеству страховщиков? Лучший выход для граждан — не страховаться вообще. Выгодней положить деньги на депозит в банк. В случае необходимости можно использовать эти средства для того, чтобы возместить свой ущерб самостоятельно.
Наказать страховых мошенников рублем. Чем меньше у них будет денег, тем больше оснований полагать, что они будут бороться за клиента, удовлетворять его запросы — снижать тарифы, менять практику своей работы, вести честный бизнес.
Другой выход заключается в отмене обязательного для граждан страхования, в первую очередь ОСАГО. После мошенничества страховщиков, добившихся в условиях коррумпированного российского государства утверждения законом положения, в соответствии с которым возмещение выплачивается исходя не из рыночных цен, а из придуманных наперсточниками коэффициентов, остается только отменить этот вид обязательного страхования, сделать его добровольным. Беспримерные по наглости заявления страховщиков, что судебные решения, заставлявшие многочисленные «реверанс-надувания» возмещать гражданам ущерб исходя из рыночных цен — это «обогащение за счет страховой компании», должны быть наказаны. И здесь существует только один способ — поддержка на предстоящих выборах в Госдуму России тех партий, которые включат в свои программы ясные обязательства провести в страховое законодательство поправки, защищающие права граждан.
Кто-то желает играть с мошенниками из страховых компаний? Отлично. Но делать такую игру обязательной для всех нет оснований.
Страховка — это не налог, и никакое государство не имеет права заставить гражданина в обязательном порядке нести свои деньги страховым наперсточникам.
Они бизнес? Вот пусть и крутятся, вытирая пыль с ботинок клиентов.