Руководство ракетно-космической корпорации «Энергия» из-за визита премьер-министра РФ Владимира Путина предоставило своим работникам 19 июля неожиданный выходной. По словам работника РКК «Энергия», «сегодня работают только «узкие места», которые невозможно остановить. Остальным велено остаться дома». Хотя одной из версий случившегося стала «аномальная погода», очевидно, что она была аномальной уже давно и будет таковой еще как минимум неделю. Куда более вероятным объяснением выглядит нежелание руководства РКК омрачить премьер-министру встречу с космонавтами в честь отмечаемого в эти дни 35-летия советско-американского проекта «Союз--Аполлон» общением с рядовыми работниками предприятия, которые почти наверняка будут говорить о проблемах с зарплатами и заказами.
Владимир Путин привык посещать проблемные предприятия в качестве единственного в стране человека, способного лично разрулить сложнейшие ситуации.
Именно так был обставлен премьерский визит в Пикалево, в итоге стратегически не изменивший судьбу депрессивного моногорода в Ленинградской области. Похожим образом было обставлено и посещением Путиным «АвтоВАЗа». Но и здесь говорить о победе всемогущего национального лидера над системным кризисом неэффективного флагмана отечественного автопрома не приходится. Неслучайно на днях независимый профсоюз Волжского автозавода обратился с открытым письмом к премьеру. В обращении, принятом на собрании трудового коллектива Волжского автозавода, члены независимого профсоюза «Единство» жаловались, что руководство «АвтоВАЗа» не допускает их к информации о финансово-экономическом положении завода, и требовали у главы правительства лично установить минимальную заработную плату на предприятии в размере не менее 25 тысяч рублей в месяц.
О том, чего явно не хочется постоянно видеть премьеру во время поездок по стране, свидетельствует история, случившаяся в конце июня. Тогда кузнец ярославского ОАО «Автодизель» Николай Шустров написал короткое электронное письмо Путину, в котором известил премьера о том, что к его приезду специально приводят в порядок цех. Шустров предложил Путину изменить маршрут: «Владимир Владимирович, при посещении ОАО «Автодизель» загляните в цех-кузницу, а то вы только заглядываете в показательные цеха». Рабочий утверждает, что встреча с премьером стала для него сюрпризом. Путин сам подошел к нему и протянул руку, а Шустров пригласил премьера осмотреть кузнечный цех. «Он увидел, что половина прессов сломана, попросил показать мое рабочее место. Оно было такое же неподготовленное, как и весь цех. Увидев настоящую разруху, Владимир Путин вспомнил, что и его родители работали в таких же условиях. И, к сожалению, с тех пор ничего в таких цехах не изменилось». Можно не сомневаться, что и после встречи смелого рабочего Шустрова с главой правительства ничего судьбоносного в судьбе ОАО «Автодизель» не произойдет. Потому что
рецептов у власти только два: дать конкретному предприятию денег (на всех их не напасешься) либо «прислать доктора» (устроить показательную публичную порку руководителям или владельцам предприятий без больших последствий как для самого предприятия, так и для критикуемых). Оба эти рецепта имеют лишь пиар-эффект.
Ни финансовых ресурсов, ни политического могущества, чтобы в ручном режиме повсеместно ликвидировать «настоящую разруху», у Путина нет и уже не будет: министр финансов Алексей Кудрин постоянно напоминает о завершении эпохи нескончаемого нефтедолларового дождя в российской экономике. Поэтому возможны только одноразовые случаи «явления чуда» премьерского спасения предприятий без шансов решить проблему по существу. И при всей любви лично премьера и созданной вокруг него системы пиара к моментам прямого общения с народом и адресной помощи по мере активизации новой президентской кампании Путина низовую «правду-матку» явно придется тщательно дозировать. В конце концов, «потемкинские деревни» и «высочайшая милость» — отнюдь не путинская традиция и широко практиковались в России и не только в ней многие века.
Главное, чего не может позволить себе никуда не уходивший из власти и готовый вновь стать президентом Путин, — открыто демонстрировать беспомощность. А состояние реальной, не придуманной специально для власти кремлевской пропагандой страны таково, что у любого думающего человека не может не возникнуть вопрос, что делала нынешняя российская власть с Путиным во главе целое десятилетие? Почему на фоне невероятно выгодной внешнеэкономической конъюнктуры она оказалась столь беспомощной и неэффективной? Так что
история с внезапным выходным в РКК «Энергия» в день посещения предприятия премьером, возможно, знаменует новую прогрессивную технологию раскручивания Путина в качестве нового старого президента страны — во время его предвыборных визитов лучше просить простых людей, способных рассказать о реальной жизни и реальном качестве власти, остаться дома.
Прямо как в знаменитом фильме «Формула любви»: «Зачем нам кузнец? Нам кузнец не нужен».