Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Державность понарошку

Если Россия решит расхлебывать киргизскую кашу, то будет делать это в полном одиночестве

Одно дело — говорить мюнхенские речи, и совсем другое — реально действовать в духе этих речей. Нерешительность российских властей в киргизском вопросе это наглядно демонстрирует.

Легко было требовать от «вашингтонского обкома» признать Россию региональной сверхдержавой. А когда признал, сразу оказалось, что имперские сапоги велики нашим вождям на несколько размеров. В Киргизии гуманитарная катастрофа, а «старший брат» растерянно топчется в стороне.

Из семисот или восьмисот тысяч киргизских узбеков больше ста уже бежали за рубеж. Счет убитых официально идет на сотни, неофициально — на тысячи. Если это не этническая чистка, то что такое этническая чистка?

Помимо этого в Киргизии до сих пор остаются сотни тысяч этнических русских и десятки тысяч русскоговорящих из других племенных разрядов. Все они поселились здесь совсем в другие времена, в эпоху единой империи, и хотя на сегодня вроде бы не являются объектом расправ, но, судя по отрывочным сообщениям из российского посольства в Бишкеке, число стремящихся как можно быстрее уехать в Россию подскочило в десятки раз. Короче говоря, типичная гуманитарная катастрофа, и притом происходящая в союзном с Россией государстве. В стране, расположенной на том постсоветском пространстве, которое администрация Барака Обамы молчаливо признала сферой российской гегемонии.

Если бы Москва всерьез относилась к своим гегемонским обязанностям, то выбор ее был бы невелик: или в массовом порядке эвакуировать из Киргизии «группы риска», или безотлагательно ввести туда миротворческий контингент и быть готовой держать его там годами и десятилетиями.

Вместо этого она изо всех сил пытается отложить и то и другое. Может, события и втянут в конфликт, но никакого желания самим в него влезать в нашем руководстве не видно. Потому что одно дело — говорить мюнхенские речи, и совсем другое — реально действовать в духе этих речей.

Киргизский кризис выставил на общее обозрение подлинный репертуар возможностей и интересов наших властей. Он не дает им играть в любимую игру — изображать себя удальцами, незаурядными организаторами и любимыми вождями постсоветских меньших братьев, не будучи на самом деле ни теми, ни другими, ни третьими.

Вся оплачиваемая российскими деньгами система контроля над бывшим советским пространством одномоментно обвалилась.

СНГ не собрать. Саммит ШОС посоветовал киргизам «восстановить стабильность путем диалога». Срочно вызванные в Москву союзники — секретари совбезов стран ОДКБ — приехали только для того, чтобы снять с себя всякую ответственность. А специально задуманное для подобных случаев объединенное воинство этих стран — КСОР — и вовсе существует только на бумаге.

Среди механизмов, якобы привязывающих к России бывшие республики, нет ни одного работающего. На таком фоне зыбкая антитеррористическая коалиция, кое-как сколоченная Бушем, — чудо солидарности и взаимовыручки. Если Россия решит расхлебывать киргизскую кашу, то будет делать это в полном одиночестве.

Но есть ли на это силы, умения, а главное, желание? Когда наш властный аппарат берется что-то организовывать, хоть во внутренних делах, хоть во внешних, то направлений работы у него всегда три: распил каких-либо денег, наказание деятелей, лично неприятных нашим вождям, и размашистая державная жестикуляция. Любая задача, которая не укладывается в эту триаду, ставит наше руководство в тупик, оно просто не умеет делать ничего другого.

Ведь если, допустим, взяться за эвакуацию сотен тысяч людей, так это же хлопот выше головы. И добавьте еще проблемы с устройством их на новых местах. А ведь только-только удалось наладить недорогую и сценически выверенную защиту интересов зарубежных соотечественников. Только-только удалось убедить публику, что нескончаемая склока из-за дележа совместных детей между парой бывших россиянок и их финскими экс-мужьями куда важнее трудностей и бед всех остальных миллионов вместе взятых. Так что же, променять этот цирк на большую и утомительную работу?

Совсем не заманчив и другой вариант действий — если придется все-таки проводить полноформатную миротворческую операцию. Заранее ясно, что это будет совершенно не то, что мирно мериться с американцами контингентами на киргизских авиабазах.

Что смогут сделать наши войска в бунтующей стране? Воспрепятствовать этническим чисткам? А как? Примерно так, как наши миротворцы «препятствовали» чисткам грузин в Южной Осетии в кампанию 2008-го?

Или, может, защищать тамошних русских? Но ведь федеральный центр абсолютно бессилен воспрепятствовать исходу русских даже с подведомственного ему Северного Кавказа, не то что из чужих краев.

Или же наши власти щедрой рукой смогут наладить жизнь во временно оккупированной нами Киргизии? Опять же — как? Как она уже «налажена» за два года в той же Южной Осетии? Да, видимо, с тем же результатом, но только в 50 раз дороже, пропорционально численности населения.

А вдруг миротворческая интервенция еще и перейдет в затяжную войну? Не такая уж абстрактная перспектива. Российское общественное мнение сыто войнами по горло и при всей своей пластичности начнет со временем возражать. И если даже допустить, что Вашингтон в обмен на сохранение там своего военно-перевалочного пункта возражать не станет, то за Пекин и даже за Ташкент ручаться уже никто не может. Вот и получается, что

державность хороша и приятна, если она понарошку, в театрализованном исполнении для тихих американцев и кротких западноевропейцев, а вот всерьез вести себя державно и по-гегемонски нашим властям тяжело и муторно.

И если в сфере их влияния, право на которую они с такой страстью отстояли, случается гуманитарная катастрофа, то они просто не знают, как быть. И либо не предпримут толком ничего, даже и того, что требует чувство нормальной государственной ответственности, либо рискнут на размашистую авантюрную импровизацию и на долгие годы загонят себя в тупик колониального конфликта.

Новости и материалы
Путин поручил проанализировать практику сложного протезирования
Российские военные вывели из строя танк ВСУ в Харьковской области
Спасшего бойца СВО медика поразила деталь в одежде солдата
В «Пари НН» прокомментировали расследование РФС о договорных матчах
Финское ремонтное судно отправилось к месту повреждения кабеля EstLink 2
В США заявили, что Маск может помочь пересмотреть подход к госинвестициям
Во Франции самолет разбился после взлета с аэродрома Лион-Бриндас
Путин назначил нового посла в Нигерии
«В шоке! Только халва»: россиянка возмутилась подарком для детей участников СВО
В Норвегии объяснили, почему не приняли на борт российских моряков с тонущего Ursa Major
Командир полка ДПС принял взятку асфальтом и попал в тюрьму
Московский суд оштрафовал Tik Tok
Гид выжил после нападения бегемота, но остался без руки
Молодой россиянин изнасиловал школьницу и отправился в колонию на 14 лет
В Испании задержали блогера за обучающие ролики по изготовлению бомб
Банда с гранатометом срезала провода на трассе М4 под Ростовом
Елизавета Боярская впервые показала лицо младшего сына от звезды «Триггера»
Появилось видео прощания с уходящими на СВО дагестанками
Все новости