Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Парадигма обреченности

Ждать от экспортно-сырьевого бизнеса инноваций, подрывающих экспортно-сырьевой уклад, вряд ли разумно

Сколковская инициатива – яркое свидетельство того, что государство выстраивает свою стратегию не от будущего, а от настоящего, от сегодняшних возможностей и потребностей крупного бизнеса.

Казалось бы, модернизация и инновационное развитие — беспроигрышная политическая повестка. Это тот случай, когда все за. Но лишь до тех пор, пока ничто не сковывает свободу воображения. Пока не возникает хоть какая-то определенность планов.

Говорить о ясности планов в случае с центром инновационного развития в Сколково сейчас не приходится.

Но даже того немногого, что известно о проекте, оказалось достаточно, чтобы вызвать едва ли не всеобщий скепсис. В значительной степени он был запрограммирован исходной подачей инициативы. Кремль задал высокую планку ожиданий: выход на «новый уровень цивилизации», вхождение в круг «инновационных лидеров», «рукотворное чудо»… А в атмосфере социальной депрессии завышенные ожидания обманываются, даже не успев сформироваться.

На элиту, выписавшую себе индульгенцию на ущербность, мобилизующие сигналы, которыми президентская команда попыталась насытить свою инициативу, производят обратный эффект.

Упоминание о «чуде» автоматически провоцирует людей с ослабленной исторической памятью на отповедь о том, что «чудес не бывает». Но и людей с обостренной памятью оно тоже не обнадеживает, заставляя вспомнить о нехорошей примете:

если «режим» взялся за ускоренные поиски «чудо-оружия» — значит, дело плохо.

«Новый уровень цивилизации» по определению не вдохновляет «прагматиков». Но и от «романтиков» не дождешься поддержки. Время не то. Самые завзятые мечтатели в наши дни мечтают не о термоядерном синтезе, а о «большой движухе» (см. примету о чудо-оружии).

Ориентация на «инновационное лидерство» закономерно настораживает естественных и противоестественных монополистов. Но еще больше она раздражает их либеральных критиков, заклинающих, что правильную долину по-калифорнийски нельзя «собрать», а можно только «вырастить». Желательно лет за 200, как пресловутый английский газон.

А все, что можно «собрать», по крайней мере в России, да еще и грязными руками государства (другое дело — благословенный гараж, где творил Стивен Возняк), — «бериевская шарашка». Не удивительно, что

в итоге рупоры крупного, системного бизнеса и оппозиционной интеллигенции оказываются едины в своем неприятии президентской инициативы.

Их аргументация при всем разнообразии высказываний сводится к тому, что проект российской «кремниевой долины» — выражение некоей крайне амбициозной, но абсолютно не реалистичной программы мобилизационного рывка из «сырьевого настоящего» в «инновационное будущее».

В этом предположении непростительная для критиков наивность. Среагировав на «риторику прорыва», они оказались ее заложниками и не соотнесли радикальный, мобилизационно-футуристический «дизайн» проекта с его очень умеренным содержанием.

Имеющаяся пока информация о реальной «начинке» проекта позволяет предположить: сколковская инициатива — яркое свидетельство того, что государство выстраивает стратегию не «от будущего», т. е. не от проектно-целевых ориентиров нового экономического и технологического уклада, а «от настоящего». Т. е. от возможностей и потребностей крупного бизнеса.

Владислав Сурков вполне откровенно говорил об этом на недавней встрече с молодыми научно-инженерными кадрами, характеризуя стартовую схему проекта. Последняя в общих чертах предполагает:
- сбор и селекцию заказов на НИОКР со стороны крупных отечественных компаний (на данный момент преимущественно сырьевого сектора);
- их софинансирование по принципу 50/50 государством и компанией-заказчиком;
- формирование команд под реализацию заказов из кадрового резерва российских вузов, НИИ, зарубежных «легионеров»;
- локализацию собранных проектов на 380 гектарах повышенной комфортности в режиме максимального благоприятствования со стороны государства.

Иными словами, на данном этапе речь идет о заповеднике выносных корпоративных НИОКР, которые при минимально грамотной организации процесса почти гарантированно обеспечены средствами и даже востребованы реальной экономикой. Ведь входящие в проект (пусть и под ощутимым политическим давлением) крупные компании сами ставят себе технологические задачи, заказывая те исследования и разработки, которые могут найти применение в их бизнесе.

С одной стороны, это страхует от чрезмерных рисков на начальном этапе. Но, с другой, это сильно снижает и качество возможного выигрыша.

Наш нефтяной, газовый, металлургический бизнес вряд ли выступит заказчиком инноваций, способных вызвать своего рода «пересдачу карт» в соответствующей отрасли, подрывая старые рынки и способы производства и открывая новые.

В лучшем случае мы можем надеяться на поддерживающие инновации. Они могут быть сколь угодно важны и сложны, но не изменят сути продукта и сохранят ту структуру производительных сил, которая у нас сложилась и которой мы вроде бы так недовольны.

Дело усугубляется тем, что из сколковского списка компаний заведомо исключены самые наукоемкие предприятия страны, собранные в госкорпорации «Ростехнологии». Собранные, чтобы содействовать «разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции», как военной, так и гражданской. По замыслу, это и есть группа прорыва российской промышленно-технологической модернизации. Но сегодня она оказывается в глубоком арьергарде формируемой политики развития. И это один из главных изъянов новейших «прорывных» начинаний. Представить себе российскую инновационную систему, как, впрочем, и всю историю научно-технического прогресса, без особой роли технологий двойного назначения практически невозможно. Львиная доля тех самых «подрывных», в хорошем смысле слова, технологий, сформировавших облик современного мира, от расщепления ядра до интернета, созданы в ходе военной, а не экономической конкуренции.

Ждать от экспортно-сырьевого бизнеса инноваций, «подрывающих» экспортно-сырьевой уклад, вряд ли разумно. В лучшем случае можно рассчитывать на повышение его эффективности.

В этой задаче нет ничего нереалистичного. Но вот что в ней амбициозного?

Пожалуй, только одно: расчет на то, что локализация исследований и разработок — прежде всего территориальная, но также и отраслевая (ограничение области поиска пресловутыми пятью направлениями) — даст синергетический эффект. Что созданные «вручную» связи между бизнесом, фундаментальной и прикладной наукой, вообще между разного рода носителями венчурной культуры, начнут воспроизводиться и мультиплицироваться в автономном режиме.

Это расчет не столько даже на чудо «создания новой жизни», сколько на то, что результат, достигнутый при оплодотворении в пробирке, может быть повторен без посредников, а соответствующие навыки будут закреплены на уровне рефлексов. Это привело бы к формированию нового для нашей страны типа деловой культуры, новой инновационно активной среды и было бы несомненным успехом.

Эффект «ожившей среды», по крайней мере в ограниченных масштабах, тоже не кажется чем-то заведомо несбыточным. Но даже с его учетом можно сказать, что перед нами не стратегия выхода на «новый уровень цивилизации», а вполне консервативная стратегия развития с опорой на базовые, в основном экспортно-сырьевые отрасли. В ее основе лежит здравая идея, что от этих отраслей и компаний все равно никуда не деться, поэтому хорошо бы сделать их не только дойными коровами, но и локомотивами развития. Т. е., во-первых, качественно повысить их инновационную активность (сегодня, по данным Центра исследований и статистики науки, только 5—6% российских промышленных предприятий ведут разработку и внедрение технологических инноваций). Во-вторых, хотя бы частично перенаправить инновационную активность с импорта оборудования на собственные разработки. Если бы этого удалось достичь, даже несущественная модернизация реального сектора могла бы дать существенный импульс российскому инновационному сектору. А вместе с ним отечественному образованию и науке, да и обществу в целом.

В этом отношении не совсем правы те, кто воспринимает сам факт обособленности «города будущего» как своего рода стратегию разрыва с «немытой Россией» (см. «Слобода мысли»). Несомненно, тенденция к анклавному развитию, к обособлению «точек процветания», напрямую интегрированных в глобальный спрос, при деградации окружающей экономической и социальной среды в нашем случае очевидна и более чем тревожна. Но ее форпосты — отнюдь не наукограды с технопарками, а те крупные корпорации, которые не слишком активно передают импульс развития в национальную экономику, предпочитая сочетать экспорт сырья с импортом всего остального.

На одном из заседаний комиссии по модернизации президент с возмущением упомянул, что по индексу внедрения новых технологий «Газпром» отстает от лидеров нефтегазовой отрасли, таких как Shell, примерно в 20 раз. И лишь незначительная доля этих скромных модернизационных средств «работает» в России. Попытка изменить это положение, судя по всему, пока не воспринимается крупным бизнесом всерьез. «Модернизация» на языке главы РСПП Александра Шохина — эвфемизм импорта оборудования. Все остальное — бесплодные мечты. Да и вообще, «давайте лучше поговорим о приватизации».

Кстати, упоминание о приватизации в этом контексте весьма характерно. Это не смена темы, а ее развитие. Дело в том, что

интрига «понуждения к инновациям», разыгрываемая на наших глазах, может длиться долго и даже поддерживать живой интерес в обществе, создавая ощущение борьбы с «реакционными элементами».

Но, вероятно, лишь до тех пор, пока общество не вспомнит, что государство для львиной доли тех предпринимателей, которых оно увещевает, не только «регулятор», но и главный акционер. Т. е. крупнейший в стране «предприниматель», непосредственно контролирующий не менее 40% ВНП. И если государство в лице президента и его сподвижников справедливо возмущено качеством инновационного запроса со стороны корпораций, то почему бы ему не сформировать такой запрос самостоятельно, сделав шаг к «новому уровню цивилизации» для начала в пределах принадлежащих ему компаний?

Разумеется, вопрос риторический. Государство не меньше, чем его завзятые критики, живет в парадигме обреченности. В данном случае обреченности на некомпетентность. Но кто-то же должен выйти из этого порочного круга первым. Это послужило бы ценным примером и ориентиром для остальных.

Однако инициаторы проекта твердо стоят на своем: в деле инновационного бизнес-творчества государство — только член жюри, партнер по софинансированию, собственник инфраструктуры. Вероятно, увещевать «олигархов» все же легче. На мой взгляд, это один из главных парадоксов нашей инновационной повестки и одна из главных причин разъедающего ее скепсиса.

Разумеется, сказанное не означает, что тот же сколковский проект в его заявленном виде, т. е. с опорой на инновационно сознательных «добровольцев» из бизнес-элиты, не важен или не нужен.

Вывести на более высокий уровень НИОКР хотя бы нескольких крупных компаний и за счет этого сделать инновационный сектор в стране «статистически заметным» — это гораздо лучше, чем ничего.

Но это самое меньшее, что могло бы быть сделано, если уж мы решили побороться за будущее.

Автор — президент Института национальной стратегии.

Новости и материалы
В Италии назвали возможные последствия прорыва России в Очеретино для Украины
Стало известно, как россияне обосновывают необходимость повышения зарплаты
Белоруссия надеется, что переговоры по Украине возобновятся
Россияне назвали лучшие города для подработки
В России зафиксировали резкий рост займов на автомобили
Москвичи стали чаще жаловаться на кибермошенников
Стало известно, какой пассивный доход получают россияне
Стало известно, сколько россиян пострадали от нарушений прав потребителей
Гендиректор ВАНК арестован в Хабаровске
В ЦБ рассказали россиянам, как выбрать вклад
Российские снайперы ликвидировали украинского военного, носившего каску с эмблемой СС
ВС РФ нанесли удары по энергосистеме и складу боеприпасов в Сумах
В КНДР заявили, что Британия на Украине подталкивает Европу к бедствиям войны
Билл Гейтс продолжает неофициально руководить Microsoft
В МИД Белоруссии сообщили, что двери для переговоров по Украине открыты
В Китае удивились поведению Лукашенко в Кремле и улыбке Путина
В России намерены ограничить комиссии за снятие денег с кредиток
В палате представителей США назвали условие для ввода американских войск на Украину
Все новости