Свежие данные Фонда «Общественное мнение», проведшего исследование сразу после террористических атак в московском метро и Кизляре, показывают нам наш интересный автопортрет. Мы испуганы, но довольны. Наше материальное положение в целом ухудшилось, а положение страны вызывает опасения, однако правительство работает скорее хорошо, чем плохо. Авторитет же наших политических вождей, и даже руководящей и направляющей партии, находится на недосягаемой высоте. При этом
43% опрошенных ФОМом считают, что теракты можно было предотвратить.
А значит, вроде бы среди них должна быть высока доля недовольных тем, что государство, то есть, логически рассуждая, верховная власть, выполняет одну из своих основных задач – обеспечение безопасности граждан – неудовлетворительно.
Доля эта, однако, вовсе не выглядит высокой. Может быть, в этой связи следовало бы отойти от популярной дихотомии «государство и общество», разделив первую часть на «государство» (в котором царит непорядок) и правителей (которые практически непогрешимы).
При этом случившийся в последний год правления Ельцина и первый год собственного правления резкий рост популярности Путина, сопутствовавший взрывам домов и второй чеченской войне, не повторился. Рейтинг премьера возрос всего лишь на два процента, а Медведева на один. Вроде бы
получается, что теракты сильно меняют самоощущение россиян только в одном показателе – личной тревожности.
Такая картина социологических опросов сохраняется в своих основных чертах практически все прошедшее десятилетие. Возникает два вопроса: хорошо это или плохо и каков ее временной ресурс.
В том, что касается текущей войны с терроризмом, описываемые настроения, вне зависимости от личных оценок устоявшегося режима, скорее полезны. Пороки спецслужб и правоохранительных органов велики, ответственность за них несут, как ни крути, власти, и тем большую, чем большим кредитом доверия располагают высшие чиновники. Однако общественное возмущение таким положением дел не может иметь в качестве прямого следствия радикальное улучшение работы чекистов и оперативников МВД. Собственно,
именно кредит доверия властям и дает им возможность приступить к починке репрессивного аппарата, которую на словах они уже нам обещали. Другое дело, что словами сыт не будешь.
Зато выявленное опросами благостное настроение относительно общего положения дел в сочетании с чрезмерным смирением представляет собой настоящую угрозу народному хозяйству. Ему совсем не полезно, если общество покорно терпит государственный рэкет, испытывает правовой нигилизм, не помышляя притом о гражданской позиции, и тихо слушает разговоры о какой-то спасительной модернизации, которую выстроят в Подмосковье олигарх Вексельберг и академик-коммунист Жорес Алферов.
Фундаментальные причины для возобновления мирового кризиса никуда не делись. Уже понятно, что Россия в нем будет среди наиболее уязвимых стран. Прибавим к этому крайне неприятные новости из мира технологий по добыче углеводородов, которые, если они верны, лишат нас счастья считаться энергетической сверхдержавой, и оптимизм как-то рассеется. На самом деле излишек любви к верховной власти и проистекающая вялость характера и сами по себе до добра не доводят. А поскольку от любви до ненависти один шаг, именно в недалеком уже будущем — тогда, когда от нас потребуются энергичные действия ради простого выживания, — мы рискуем сорваться в гнев и ярость, крайне неподходящие для конструктивного решения задач.