Обращение Белоруссии в экономический суд СНГ с иском против России с формальной точки зрения можно было бы и поприветствовать. В самом деле, чем обмениваться язвительными замечаниями и прямыми оскорблениями, чередуя торговые войны и политические упреки с признаниями в любви до гроба, отчего бы не решить вопрос цивилизованно? По суду установить обязанности каждого члена братской семьи народов, а далее неукоснительно их выполнять — заключить, так сказать, всеобъемлющий брачный контракт. Это было бы, кажется, разумно.
Вместо того это выглядит смешно. Многолетняя история семейной жизни двух государств переполнена скандалами и напрочь лишена конструктива. Российско-белорусскому союзу исполняется уже 14 лет (через год — уже «стеклянная свадьба»), и ничуть не меньше взаимным упрекам — в иждивенчестве с российской стороны, в жадности — с белорусской. И великая идея соорудить совместно с Казахстаном Таможенный союз атмосферу ничуть не разрядила.
И глупо ожидать, что экономический суд полумертвого СНГ, никогда ранее с такими исками не сталкивавшийся, что-то тут такое решит, отчего наступит мир и покой. Да кто о нем слышал, об этом экономическом суде? И как можно рассчитывать, что он выполнит роль арбитра между Александром Лукашенко и нашим тандемом?
Конечно же, это не только смешно, но и обидно. Обидно гражданам, многие из которых считают, что власти двух стран могли бы уже наконец договориться о чем-нибудь полезном. И вдвойне обидно российскому правительству, которое ни разу, конечно, не рассматривает такую судебную инстанцию всерьез, но наверняка воспримет демарш Минска как очередную публичную пощечину.
Удивительно то, что эти пощечины все эти годы приходится сносить.
Дотации Минску регулярно оборачиваются горькими упреками в адрес Москвы: то она хочет запустить своих олигархов в сердце белорусской экономики, то стремится зажать обещанные кредиты, то не по-братски обходится с пошлинами на нефтепродукты. Разумеется, в обратных претензиях тоже есть своя правда: корысть Кремля и стремление его продиктовать свои условия вполне очевидны. И бесполезны.
Понятно, что вопрос тут геополитический. Белоруссия — наш западный форпост. Там можно провести учения (это удалось), там можно получить признание действий России в Закавказье, осужденных почти всем остальным миром. До сих пор, собственно, можно. Надежда на это умирает последней.
Подобного рода геополитика, прекрасно выглядящая на картах и в широких обобщениях, часто оказывается ловушкой. То, что кажется прагматичным с высоты птичьего полета (или из кабины самолета ВВС РФ), выливается в столкновение амбиций, хозяйственные дрязги и шантаж.
Белорусские власти наверняка должны предвидеть, что в ответ на свой иск они могут получить неприятности от санитарного врача, проблемы с «Газпромом» и тому подобное. Но их это не останавливает и не пугает. Пуганые уже, и не раз. И всякий раз это кончалось пшиком для стороны, которая, казалось бы, многократно сильнее. А с точки зрения внутренней российской политики — уроном для власти в глазах населения.
По-хорошему, Кремлю следовало бы встать в позу: в суд идете? Тогда развод. Но ведь развод тоже должен быть произведен по-человечески. А для этого нужны обоюдная добрая воля и инстанция, которая зафиксировала бы оформление расторжения брака.
Ни того ни другого в наличии нет. Так и будем мы затыкать уши, слыша крики супругов и бой посуды на кухне.