Россия во многом отстает от остальной части цивилизованного мира, а большинство государственных институтов в стране неуклонно деградирует, затягивая страну во все большую отсталость. В начале нулевых годов нынешнего столетия на фоне сказочного роста стоимости нефти и газа дефекты наших институтов были не так заметны, а сейчас, когда свободные ресурсы сократились, цена вопроса становится критической.
Необходимо развитие, однако в существующем климате не только не хочется начинать новое дело, но часто возникает желание бросить начатое. Практически любая предпринимательская инициатива сопряжена с риском потери собственности, здоровья и даже свободы. В этом направлении с каким-то нездоровым энтузиазмом работают суды, милиция, налоговые и прочие органы.
Власть убеждена и убеждает остальных, что кардинально ничего менять не следует. Достаточно придумать, кому дать денег, и все наладится. Не помогает? Дать еще больше денег. О раздаче средств нам докладывают почти ежедневно, а какой от этого получился эффект – никого особо не волнует.
Главный официальный показатель успеха – количество и размер бюджетных субсидий. Существует опасная иллюзия, что раздача средств и построение нескольких опекаемых государством «оазисов» и «парников» даже из наичистейшего силикона обеспечит развитие страны. К сожалению, без общего потепления остальные могут и замерзнуть.
Как бы ни была оптимистична телевизионная картинка, симптомы довольно тревожные. Пока кажется, что ничто не может нарушить сложившиеся порядки, однако вспомним, мог ли кто-нибудь всего за несколько месяцев до распада СССР предвидеть «крупнейшую геополитическую катастрофу»? Там тоже «руководящая и направляющая сила общества» долгое время питалась ложными иллюзиями.
Чувство неудовлетворенности и беспокойства в первую очередь испытывает наиболее активная часть общества. Это люди, которые хотят заниматься своим делом, достойно жить, которым есть что терять, и они хотели бы лучшей доли своей стране. Однако многие их них, кажется, уже отчаялись в попытках договориться с властью о цивилизованных правилах игры, при которых возможно нормальное развитие.
Все это ощущалось на проходившем на прошлой неделе VII Красноярском экономическом форуме. Это был один из редких сегодня диалогов власти, бизнеса и экспертного сообщества, хотя пропасть между бизнесом и властью проявилась на форуме с самого начала.
На открытии вице-премьер Игорь Шувалов говорил о важности форума, о том, что к мнению его участников в правительстве России прислушиваются, относятся к нему как к «интеллектуальному продукту», который «позволяет нам создавать свои планы, а потом их реализовывать; в прошлом году на VI форуме были высказаны идеи, которые мы использовали при построении плана антикризисных мероприятий, мы полагались на то, что было разработано в Красноярске». На самом деле, если сравнить предложения VI форума с реальностью, то получается, что по некоторым ключевым вопросам прошлогоднего обсуждения (не увеличивать тарифы естественных монополий, снизить уровень налогообложения труда и т.д.) правительство поступило прямо противоположным образом, а остальные идеи и вовсе не заметило. Вот тебе и «использовали»!
Никого в правительстве не интересуют всякие «интеллектуальные продукты», никого там не слушают и слушать не хотят. В том-то и проблема. Правительство довольно собой, считает, что оно все понимает, все знает и уже сделало все возможное наилучшим образом.
Совсем иного мнения придерживаются участники состоявшегося форума. Среди них 70% полагают, что правительство работает плохо. Поскольку среди голосовавших было около трети представителей власти, результат даже несколько приукрашен. Наша власть не только никого не хочет слушать, но и хочет оставаться абсолютно бесконтрольной. Среди участников форума 93% считают, что власть не готова к контролю со стороны общества.
Красноярский форум показал, что бизнес, не полагаясь на власть, начинает искать собственные рецепты для выздоровления и дальнейшего развития страны. На форуме прозвучало довольно много самых разнообразных мнений и предложений, однако большинство из них в конце концов упиралось в несовершенство государственных институтов. Куда ни кинь – всюду заборы, выстроенные государством.
Политический вывод экономического форума: главный тормоз развития страны – само государство в лице его институтов. Этот вывод удивителен еще и тем, что на форуме (как, впрочем, и везде) было негласное табу на обсуждение политических вопросов. Однако, несмотря на запрет, диагноз оказался сугубо политическим и жестким: верхи не хотят, низы не могут!
Верхи не хотят демонтировать систему конвертации власти в собственность и собственности во власть, не хотят никакой политической конкуренции, не хотят контроля со стороны общества, не хотят устанавливать понятные и справедливые правила и даже слушать никого не желают. Власть говорит, что она уникальна, замены ей нет и не предвидится.
Правда, разбудить энтузиазм у людей этой власти пока не удается, а пессимизм и уныние, наоборот, растут. Общество получает сверху невнятные призывы: вперед, модернизация, нано-, ино-, техно- что-то там. Куда? Зачем? Что это такое и с чем это едят?
Если вы хотите, чтобы любая сложная система стояла на месте, пошлите ей несколько противоречивых или туманных сигналов. Господа, убеждающие нас, что только вы можете возглавить модернизацию, — вы даже толковый лозунг выдвинуть не можете. Или не хотите?
Демотивированность власти усугубляется ее закрытостью, которая маскируется ничего не определяющими органами в виде общественных палат и советов. К представительным органам фактически добавлена приставка «квази». Это как раз одно из немногих направлений, на котором наша власть довела свои реформы до конца. С другой стороны, общество в целом и его интеллектуальная элита (не путать с властной) отстранены от обсуждения важнейших вопросов, не говоря уже о том, чтобы каким-то образом влиять на власть.
Одни не хотят, другие не могут. Круг замкнулся. Казалось бы, все безнадежно, но в разных концах страны начинает формироваться повестка завтрашнего дня.
Диагноз поставили в Красноярске, рецепт выписали в Калининграде.