Безобидные строчки из популярного в середине 90-х шлягера «Я тучи разведу руками» на излете нулевых, похоже, становятся настоящим руководством к серьезному властному действию.
Бесконечные совещания на самом высоком уровне на темы модернизации, новых технологий, инноваций, наночастиц и технопарков привели к тому, что
страсть к научным новинкам охватила самые широкие политико-бюрократические массы.
У нас уже есть спикер Госдумы Борис Грызлов, превращающий радиоактивную воду в питьевую с помощью нанотехнологий (патент RU 2345430 C1). Московский мэр Юрий Лужков, пытавшийся разгонять тучи если не руками, то неким аналогом лампы Чижевского и обещавший москвичам по той же технологии останавливать метели и бураны на подступах к столице. Вслед за своими товарищами по партии «Единая Россия» бороться с природными и бытовыми проблемами по последнему слову науки и техники решила и питерская градоначальница Валентина Матвиенко. «Сбивать сосульки ломом ― это каменный век», ― заявила она на городском совещании по вопросам ЖКХ и велела немедля созвать научно-технический совет и что-то придумать.
Ее московский коллега Лужков давно известен как видный рационализатор (у него одних только патентов несколько десятков ― от пирожка печеного полуоткрытого до способа диагностики и подавления угревой сыпи; от технологии макрокапсулирования семян до устройства Московской кольцевой автодороги; от ферментационной переработки жидкого навоза и помета до пчелиного улья) и смелый экспериментатор (проект разгона снежных туч меркнет перед его глобальным планом переброски сибирских рек в Среднюю Азию). Но и только вставшая на путь новаторства Матвиенко выдала несколько идей, способных упростить труд питерских дворников. Она предложила срезать сосульки лазером или, на худой конец, горячим паром, а вернуться к допотопному лому согласна только в том случае, если научная комиссия обоснованно докажет, что более эффективного способа борьбы с наледью не существует.
Зная наши патентно-научные порядки (тот же Грызлов «освятил» радиоактивную воду в соавторстве с академиком РАЕН Виктором Петриком, хотя качество очищенной по технологии Грызлова ― Петрика жидкости и вызывает в научных кругах различные оценки ― см. «Чистой воды обман», а Лужков творит в соавторстве с несколькими научными коллективами), а также практику освоения госбюджетов,
можно предположить, что уже в ближайшее время общественности представят какой-нибудь наноломик Матвиенко.
Вопросы в другом: исчезнут ли после этого сосульки на питерских домах? И не станет ли следующей темой изысканий созванной губернатором Санкт-Петербурга научно-технической комиссии технология рытья туннелей в сугробах для прохода пешеходов и проезда машин?
Ни один здравомыслящий человек не будет возражать против того, чтобы достижения научно-технического прогресса применялись для борьбы со снежными заносами, мусором, загрязненной водой или с благой целью энергосбережения.
Но не стоит прикрывать неумение или нежелание заниматься прямыми служебными обязанностями отсутствием нанометелок, лазеров для срезания сосулек или пушек для расстрела снежных туч.
Первый серьезный снегопад в этом сезоне Москва отметила полным коллапсом дорожного движения: летние эксперименты по разгону облаков, видимо, помешали столичным властям подготовиться к обычной, рутинной уборке снега и вовремя вывести на улицы обычную дорожную технику и дворников с лопатами. Но если после первого «снежного» урока московские власти отложили научные эксперименты до лучших времен и стали довольно прилежно убирать тротуары и мостовые по старинке, то Северная столица была брошена ее руководителями на произвол стихии чуть ли не на месяц (см. «Сугроб над вертикалью»). И за более важными делами ― вроде споров на тему «Охта-центра» или разгона несанкционированных митингов ― руки до сосулек дошли только ближе к концу зимнего сезона.
И, честно говоря, оборот, который приняло обычное городское совещание по вопросам ЖКХ, пугает. Как пугает одержимость, с которой власти по всей вертикали ищут «философский камень XXI века» ― нечто, что позволит им и дальше, независимо от цены на нефть и газ и спрос на них, править «лежа на боку». Ищут эти облегчающие жизнь бюрократа средства по всей вертикали. В зависимости от уровня власти отличается лишь масштаб претензий: кому-то достаточно найти способ уборки города без лишних хлопот и расходов, а кому-то нужен как минимум вечный двигатель.
Отсюда всплеск научного шарлатанства, первоочередное финансирование тех проектов, которые обещают нано- и иные чудеса, сиятельное «крышевание» разного рода проходимцев, открытое вмешательство политиков в науку вроде недавнего разноса, устроенного спикером Грызловым комиссии РАН по борьбе с лженаукой.
И все это на фоне тревожнейшего сигнала катастрофы на СШ ГЭС, падения уровня образования, стремительного старения научных кадров, продолжающейся утечки мозгов из страны и неуклонного научно-технического отставания России.
И ведь на инновациях для борьбы с сосульками мы не остановимся. Впереди «-изм и вопросы нанотехнологий». «Товарищ Сталин, вы большой ученый...»