Российская власть, наученная горьким опытом прошлой украинской президентской кампании 2004–2005 годов, на этот раз воздержалась от прямого вмешательства в выборный процесс соседней страны.
Тогда за «пророссийского», по версии Кремля, кандидата Виктора Януковича в Киеве лично агитировал сам президент Владимир Путин и даже поздравил его с победой на выборах еще до ее подтверждения, Россия потратила на украинскую кампанию сотни миллионов долларов.
А в результате получила то, что в официальном российском политическом лексиконе именуется «оранжевой революцией» или даже «оранжевой угрозой». И заодно президента Виктора Ющенко, ставшего к концу своего правления персональным врагом российских лидеров. В итоге в данный момент Россия даже не имеет на Украине полноценного посла — из-за политических капризов российской власти и личной нелюбви Кремля к Ющенко назначенный и давно получивший агреман Михаил Зурабов все еще сидит в Москве «на чемоданах».
Настоящая схватка за президентский пост только начинается. (Притом, что полномочия президента урезаны конституцией «парламентской республики», к написанию которой тоже приложили руку кремлевские политтехнологи, надеявшиеся оставить сильного премьера Кучму при слабом президенте Януковиче – к слову, именно такой вариант преемственности власти без всякой правки основного закона реализован в нынешней российской тандемократии.)
В этой борьбе России очень важно проявить разумный нейтралитет. Хотя бы потому, что пророссийского президента на Украине не может быть по определению.
За Виктора Януковича голосует русскоязычное население Украины. Но он представляет промышленный Донбасс, главный интерес которого в России — получить максимально дешевый газ. Именно поэтому в ходе своей предвыборной кампании Янукович произносил те же «страшные» слова, которые так бесили Москву в устах Ющенко, — о необходимости пересмотра газовых соглашений с Россией. К тому же Янукович не является самостоятельной политической фигурой, а у Партии регионов, которую он возглавляет, до сих пор не получалось завоевать большинство или сформировать коалицию большинства в Верховной раде. Между тем Верховная рада утверждает премьера и при нынешней конституции имеет больше властных рычагов для управления страной, чем президент. Так что,
даже став президентом, Виктор Янукович может оказаться в положении Виктора Ющенко — королем без королевства, все решения которого блокирует парламентская оппозиция.
С Юлией Тимошенко в силу особенностей ее характера Кремлю договариваться по принципиальным для него энергетическим вопросам даже легче: она подпишет любой договор, который будет работать на укрепление ее власти. Но при этом едва ли Тимошенко откажется от национальной риторики и уж наверняка не станет выстраивать отношения с Россией в ущерб отношениям с Западом. К тому же она в сравнении с Виктором Януковичем является гораздо более самостоятельным политиком. При этом ни Юлия Тимошенко, ни Виктор Янукович не пойдут, например, на передачу России контрольного или даже крупного пакета украинской газотранспортной системы — это означало бы утрату Украиной суверенитета, а тамошняя элита ценит его точно не меньше, чем российская власть свою «суверенную демократию».
Весь этот элементарный расклад сам по себе должен убедить Россию дать возможность украинскому народу сделать свой выбор без подковерных интриг с участием российской власти. Еще один веский довод в пользу нейтралитета Москвы во втором туре украинских президентских выборов — крайне ограниченный набор ее ресурсов воздействия на украинских избирателей. Идти на уступки Киеву по газу перед выборами в одностороннем порядке Москва не решится: это, по меркам политической логики Кремля, стало бы проявлением слабости и прямым отходом от политики энергетической сверхдержавы, пытающейся диктовать партнерам свои условия. А
отношения российских властей с Украиной таковы, что любое заявление Медведева или Путина в поддержку одного из кандидатов может, наоборот, сплотить не поддерживающий эту фигуру украинский электорат вокруг другого соискателя президентства.
Однако главная причина, по которой Кремлю надо не только не вмешиваться в украинскую внутриполитическую жизнь, но и менять саму парадигму отношений с Украиной, состоит в признании очевидного факта: Украина — самостоятельная страна, и никаких предпосылок к тому, что России удастся сделать ее своим политическим сателлитом или колонией не существует. Раскол Украины и великодержавные мечты о возвращении Крыма тоже бесперспективны: если Россия продолжит линию, которую использовала в Грузии, российской власти будет крайне сложно удержать свою собственную страну в ее нынешних границах.
Безусловно, украинский политический класс должен осознавать, что в его интересах и в интересах разумного будущего Украины иметь хорошие, равноправные отношения с Россией. Но и российская власть больше не должна искать надуманные предлоги для политической конфронтации с Украиной.
Можно отрицать геноцид украинского народа в эпоху сталинского голодомора, но преступно отрицать сам голодомор. Можно пытаться получить контроль над украинской газотранспортной системой, но глупо надеяться, что Украина отдаст его, а если она будет исправно расплачиваться за российский газ и осуществлять его транзит в Европу, к ней не может быть претензий в этой сфере. Можно надеяться сохранить на Украине Черноморский флот после 2017 года, но для этого тем более нужно относиться к соседней стране уважительно, а не выступать по отношению к ней с имперских позиций. Ни одна страна не захочет оставлять у себя флот государства, которое ей угрожает.
Украина больше не будет российской провинцией. И это самое веское основание для того, чтобы Россия признала ее независимость изменением своей политики в отношении соседней страны.