Катастрофическое землетрясение, разрушившее Гаити, привлекло внимание к самой бедной стране Западного полушария. Многие страны мира помогают гаитянам, и можно надеяться, что миллионы людей, оставшихся без крова и пропитания, будут спасены. Но как будет восстанавливаться несчастная страна, какое будущее ее ждет – совершенно непонятно.
Если новые дома будут строить так же халтурно и с такими же вопиющими нарушениями, что и развалившиеся в ночь на 12 января, тогда лучше ничего не восстанавливать. Если госструктуры – медицинские службы, полиция, вообще чиновники – будут «трудиться» так же, как сейчас, их тоже возрождать не стоит.
И, наконец, если гаитяне не начнут получать образование и работать, страну ждут новые катастрофы: гражданские войны, анархия, преступность, голод. То есть будет постоянно повторяться то же самое, что творится в западной части острова Гаити с момента начала так называемой «антиколониальной революции» в 1790 году.
Гаити – черная страна. Не только потому, что 95% ее населения – чернокожие, но и из-за того, что ее прошлое и настоящее черны, как ночь. И еще из-за темных сил, которые ее «злобно гнетут», по крайней мере, со времени высадки Колумба.
Гаити – единственное государство, жители которого живут хуже, чем их предки 220 лет назад.
Предками гаитян были рабы, с которыми их французские хозяева обращались очень жестоко, куда хуже, чем американские плантаторы с тамошними «дядями Томами». Вся история независимого Гаити, а это 206 лет – это история непрерывной деградации общества (о деградации экономики говорить не стоит, поскольку ее там просто нет). Претензии к гаитянам, как нынешним, так их предкам, восставшим два века назад, предъявлять нечего – виноваты их бесчеловечные и недальновидные хозяева-французы. Которые в результате этих своих качеств погибли поголовно: первый глава независимого Гаити Ж-Ж. Дессалин объявил «кампанию национальной мести» белому населению острова – оно было вырезано. Кроме кучки бывших рабовладельцев страшную смерть приняли десятки тысяч белых бедняков – геноцид образца 1804 года...
Сразу после завоевания независимости бывшие рабы занялись в основном мелкой торговлей, контрабандой, на захваченных плантациях кое-как выращивали картошку для собственного пропитания, но наотрез отказывались трудиться на государственных и частных предприятиях, какие бы условия и зарплаты им ни предлагали.
Попытки Дессалина организовать принудительный труд «освобожденных» рабов на экспортных плантациях и стройках привел к восстанию, в ходе которого он был разорван на куски. С тех пор история Гаити и пошла по замкнутому кругу.
Еще одна беда Гаити – ужасающие качества местной элиты. В Латинской Америке элиты вообще отличаются чудовищным властолюбием, паразитизмом, пренебрежением к массам и презрением к законам. Что неудивительно: они наследуют прежде всего генералам Освободительной революции 1810–1826 гг. А генералы эти (не интеллектуалы Боливар, Сан-Мартин и О`Хиггинс, а свергшие их Паэс, Росас, Обандо, Бельсу и другие) были безграмотными и жестокими полевыми командирами – фактически главарями разбойничьих шаек, жадными до власти, денег и развлечений.
На Гаити эти качества принимают прямо-таки гротескный характер: там элита независимого государства была образована восставшими рабами с соответствующим культурным и нравственным уровнем. В связи с гаитянской трагедией пресса часто вспоминает тирана Франсуа Дювалье – кошмарного «Папу Дока» — садиста и колдуна, объявившего себя «Бароном Субботой», злым демоном африканского культа вуду. Считается безусловным, что его диктатура, опиравшаяся на банды головорезов – тонтон-макутов, что в вудуистской демонологии означает «хозяева черных сил», — и привела Гаити в нынешнее жалкое состояние. Конечно, дювальистский террор еще больше обескровил Гаити, но в истории этой страны многие правители были не лучше. Упоминавшийся Дессалин, объявивший себя «императором Жаком I»; безграмотный генерал Анри Кристоф (правил под именем короля Генриха I), раздававший своим офицерам (то есть бандитским главарям) титулы герцогов и графов; маньяк Ф. Э. Сулук (он же – «император Фостен I») – вот прямые предтечи «Папы Дока».
Отдельную элитную группировку составляли мулаты – образованные, энергичные и состоятельные, сложившиеся в замкнутую социокультурную общность. Они постоянно оспаривали власть чернокожих лидеров и, время от времени побеждая, устанавливали в стране некое подобие порядка. Но шансов на удержание власти у них не было: чернокожие относились к мулатам с ненавистью, те отвечали им презрением. Дювалье был черным расистом, исповедовавшим идеологию «негритюда», т. е. превосходства чернокожих над белыми и всеми прочими, и мулатская элита при нем сильно пострадала. Последний «мулатский» мятеж произошел в 1991-м, когда генерал-мулат Р. Седра захватил власть. Но под давлением США ему пришлось покинуть страну. При «левом» президенте Ж. Б. Аристиде (тоже черном расисте) большинство мулатов уехало из Гаити. Сегодня мулатской группировки в гаитийской элите уже не существует.
Трагедия в том, что и «антидювальисты», включая «левых» и «демократов», тоже не лучше! Такие, например, как бывший президент Аристид – священник, марксист, садист и психопат в одном лице. Кстати, Вашингтон, с маниакальным упорством навязывающий Гаити демократию западного образца, посадил Аристида в президентское кресло силами морской пехоты. Избранный после падения режима Дювалье и серии переворотов, он оказался прямым наследником «Папы Дока». Поддерживавшие его банды с говорящим названием «Армия каннибалов» убивали «контрреволюционеров», надевая им на шеи автопокрышки, облитые бензином, и поджигая их. «Каннибалы» были сформированы из бандитов города Гонаив – важнейшего перевалочного пункта по поставкам кокаина из Колумбии в США. «Крестным отцом» «каннибалов» стал главарь местной наркомафии Ж. Татун.
При Аристиде наркотрафик окончательно превратился в основу гаитянской экономики. В Порт-о-Пренсе при Аристиде был построен «район Пастельных Домов», в котором обосновались главари наркомафии. Один из них стал крестным отцом дочери президента.
Помимо наркоторговли «левый» режим сумасшедшего экс-священника занимался строительством финансовых пирамид по типу «МММ». Кончились эти экономические новации тем, чем должны были: тысячи людей остались без средств к существованию — всего гаитяне потеряли примерно 200 миллионов долларов, что стало настоящей катастрофой для нищего народа. После этого Аристид поссорился с «Армией каннибалов»: он захотел лично контролировать наркостолицу страны Гонаив и послал на ее штурм набранных в столице «революционеров». В 2004 году в стране началась гражданская война, причем к «левым» «каннибалам» примкнули банды бывших тонтон-макутов во главе с Шамблайном – подручным Дювалье. Тут уж американцы не выдержали: Аристид был арестован американскими морпехами и вывезен в Центральноафриканскую республику.
Нынешняя власть в Гаити очень слаба, хотя ее «демократически» избирают, что радует США и Европу. Хотя чему радоваться – непонятно: все выборы проходят в обстановке насилия и грубых подтасовок, власти страны ничего не контролируют, хаос и анархия царят за пределами элитных кварталов Порт-о-Пренса.
Наркотрафик, контрабанда, гуманитарная помощь от американцев и европейцев, бесплатный бензин от Чавеса и несколько десятков кубинских врачей – вот и вся гаитийская экономика с социальной сферой.
Видимость порядка до катастрофы поддерживалась полицейскими силами ООН, но с наркотрафиком иностранные полицейские не борются (у них нет на это прав), «Армию каннибалов» и тонтон-макутов не разоружают…
Фактически силы ООН поддерживают статус-кво: видимость демократии и призрачный «порядок». Только кому нужна вся эта показуха?
Если мировое сообщество не желает предпринимать ничего серьезного для того, чтобы одна из самых злосчастных стран мира превратилась во что-то приличное, надо оставить ее в покое. Правда, тогда там мало кто останется в живых, а большинство уцелевших переберутся во Флориду. Но если развитые страны хотят, чтобы Гаити вырвалась из замкнутого круга своей кромешной истории, им надо наконец понять, что дело не демократических процедурах, а в четком плане социально-экономического развития.
На Гаити найдены крупные месторождения золота, угля, мрамора, бокситов и меди, но они не разрабатываются. Есть достаточно плодородных земель (между прочим, гаитянский кофе – один из лучших в мире), отлично растет сахарный тростник, сизаль, кукуруза, хлопок. Но сначала придется строить дороги, электростанции, школы и больницы. И заниматься этим частные инвесторы не будут: невыгодно. Значит, вопрос простой: захотят ли развитые страны тратить свои деньги, причем немалые, на развитие чужой и не самой перспективной страны? Еще предварительно нужно разоружить (или перестрелять) «каннибалов», тонтон-макутов и наркотрафикантов. И этим заниматься, кроме иностранных военных, тоже некому. Придется показывать гаитянам, что работать – это хорошо и выгодно. Что вполне реально: гаитяне-эмигранты – вполне способные и трудолюбивые люди.
Нужно твердо уяснить: после «императоров» и «королей», после «Папы Дока» с тонтон-макутами и Аристида с «каннибалами» в Гаити не осталось вменяемой элиты, способной самостоятельно обеспечить развитие страны. Этим придется заниматься другим странам и международным организациям.
Или перестать изображать сочувствие народу Гаити и предоставить страну ее судьбе.