Директор департамента надзорной деятельности МЧС Юрий Дешевых сделал ряд заявлений по поводу трагедии в пермском ночном клубе «Хромая лошадь», которые, если вдуматься, являются саморазоблачительными для ведомства Сергея Шойгу.
Сначала он логично заявил, что руководители Госпожнадзора по Пермскому краю отстранены от должностей — это начальник управления Госпожнадзора Владимир Мухутдинов, его заместители и начальники отделов. Но при этом, по словам Дешевых, в процессе расследования причин трагедии в Перми обнаружилось странное обстоятельство: инспектор, который в 2003 году подписал акт приемки здания клуба «Хромая лошадь», был уволен из надзорной организации за год до того. В списках МЧС этот инспектор не значился с марта 2002 года. Таким образом, налицо организованный руководителями клуба подлог, который также будут расследовать правоохранительные органы, считает г-н Дешевых. Хотя едва ли руководство местного пожарного надзора никогда не видело акт о приемке здания и не знало, кем он был подписан — так что оно либо было соучастником этого подлога, либо просто не контролировало ситуацию с пожарным надзором. И то и другое, мягко говоря, дискредитирует состояние пожарного надзора, по крайней мере, в отдельно взятом Пермском крае (хотя пожары с большим количеством жертв постоянно происходят повсюду в России, и героями оказываются только те, кто тушат огонь, но отнюдь не те, кто должен предотвращать подобные ситуации).
Руководит пожарными в стране, как известно, МЧС. Причем ведомство очень долго добивалось этих полномочий. И явно не справляется с ними в достаточной мере эффективно.
Более того, г-н Дешевых признал, что клуб «Хромая лошадь» — элитное заведение, и, соответственно, инспекторский состав Госпожнадзора наверняка знал, что там будет использоваться пиротехника. Последнюю вечеринку и другие подобные мероприятия предваряла активная рекламная кампания на эту тему. Инспекторы не выполнили свой гражданский и профессиональный долг, считает высокопоставленный чиновник МЧС. Но тут же добавляет, что главная вина лежит все-таки на руководстве клуба, которое приняло преступное решение об использовании пиротехники.
МЧС в России давно уже сам себе режиссер: никакого анализа объективности прогноза техногенных катастроф, ежегодно делающегося этим ведомством, правительство не проводит. При этом коррупция среди пожарных едва ли меньше, чем в силовых ведомствах. Но если подобные факты внутри ФСБ или МВД разными способами хотя бы становятся достоянием гласности и публично осуждаются даже руководителями этих ведомств (увы, ничего не меняя в системе по существу), то
МЧС предстает исключительно в образе супермена, постоянно спасающего людей. Никто ни в правительстве, ни в обществе не задает себе вопроса, все ли делает МЧС для качественного прогнозирования и предотвращения очевидных предкатастрофических ситуаций на объектах, где может быть много жертв.
У МЧС, в отличие от практически всех остальных ведомств, есть очевидное преимущество: результаты его работы предельно наглядны. Спасенные человеческие жизни — лучшее и неоспоримое доказательство важности этого министерства. Но ни общество, ни государство в принципе не связывают с МЧС ни коррупцию в пожарном надзоре, ни уровень аналитической и прогнозной работы по техногенным катастрофам.
О пожаре в пермском клубе располагавшаяся в зоне пешей доступности пожарная часть узнала от пострадавших. В данном случае даже быстрый приезд пожарных расчетов не спас от гибели больше сотни человек. А когда горел дом престарелых в одной из станиц Краснодарского края, там пожарной части не оказалось вовсе. Да, ее расформировала из-за отсутствия денег местная власть. Но для того и существуют территориальные подразделения МЧС, чтобы докладывать своему руководству и губернаторам, что нельзя оставлять населенные пункты с деревянными постройками и насквозь изношенными коммуникациями (согласитесь, типичнейшая для России картина) без пожарной части.
Заниматься профилактикой болезней не менее важно, чем умело лечить их. Прогнозировать техногенные катастрофы и обеспечивать эффективный мониторинг за состоянием тех же пожароопасных объектов не менее важно, чем быстро и качественно тушить сами пожары.
Если власть и общество начнут спрашивать с МЧС, не ставя под сомнение отвагу рядовых спасателей, за качество профилактической и аналитической работы, за состояние вверенных МЧС подразделений в «мирное», межкатастрофное время, безопасность людей только выиграет.
Тогда выяснится, что в итоге одни представители МЧС спасают жизни людей от халатности или непрофессионализма других своих коллег. Что одни тушат пожары в местах массового скопления народа, а другие способствуют их возникновению.