Решение Нобелевского комитета, присудившего премию мира президенту Бараку Обаме, изрядно повеселило многих (нам оно напомнило знаменитую фразу из фильма «День радио» «Мы все за тебя, но… он затебей, чем мы все, этот Саша»).
В то же время данное решение позволяет предположить: в том, что повлияло на выбор членов комитета, весьма значительное место принадлежит изменению характера российско-американских отношений за девять месяцев работы новой администрации США. Появилась серьезная надежда на позитивное развитие этих важных для мира связей.
Год назад утверждение о целесообразности и необходимости российско-американского сближения выглядело странным и опасным. Сегодня оно стало весьма актуальным и вполне укладывается в новый мейнстрим «перезагрузки».
Но мы вновь хотели бы заострить внимание на том, каким является целеполагание при планировании и осуществлении такого сближения.
В этом вопросе мы руководствуемся принципом разумного национального эгоизма, то есть российско-американское сближение интересует нас постольку, поскольку оно отвечает интересам нашего народа. К таким интересам мы относим безопасность, благополучие, свободу. Основной целью этой статьи является оценка того, какой именно характер отношений с США в наибольшей степени соответствует упомянутым трем народным интересам.
Российское государство обязано гарантировать безопасность граждан и содействовать их благополучию и свободе. Основное бремя обеспечения собственного благополучия и свобод должно лежать все-таки на самих гражданах.
Безопасность
В истории нашей страны в различные периоды были разные главные направления, таящие угрозу.
Южное (половцы) и юго-восточное направление (Орда) сменило западное (Польша) и северо-западное (Швеция). Потом снова южное (Турция и Крым). Потом снова западное (наполеоновская Европа, Англия, Франция, Германия). В 1945–1985 гг. опасность для нас была практически по всем азимутам, включая юго-восточный (Китай). С каждой из этих стран мы воевали и, как правило, не один раз. И только
с США мы не воевали никогда. Зато отношения военного союза имеют глубокую традицию, начиная со времен войны за независимость США и продолжаясь двумя мировыми войнами.
На сегодня основной зоной нестабильности и головной болью России вновь стало южное направление. Так уж получилось, что сегодня практически все мировые горячие точки находятся у нашего «южного подбрюшья». Зона израильско-арабского конфликта, Курдистан, Ирак, Иран, Пакистан, Кашмир, Северная Корея, Аль-Каида (организация запрещена в России), «золотой полумесяц наркотиков», таджикско-узбекские противоречия, конфликты вокруг Карабаха, Грузии с Осетией и Абхазией, Китая и Тайваня, проблема «водяного голода» — все это сконцентрировано недалеко от России. По крайней мере, некоторые из этих конфликтов вполне могут выплеснуться на нашу территорию.
На сегодня у России стратегических союзников в противостоянии этим угрозам нет. Китай в своей многотысячелетней истории никогда не был чьим-либо союзником. И не будет. Дружба стран ОДКБ, как правило, ненадежна, всегда очень дорога и подчас чревата втягиванием в их внутренние разборки. Сегодняшняя Европа – благополучный и замкнутый на собственные проблемы мир, отгороженный от бушующих страстей рифом Египет — Израиль — Турция — Россия.
И только США (да еще как младший их партнер Великобритания) ведут активную борьбу в этих «горячих точках», выполняя порой (как в Афганистане) тяжелую работу по обузданию исламского экстремизма, которая соответствует нашим интересам. Ракетно-ядерное вооружение Ирана и Северной Кореи не в наших интересах. С этим согласно руководство нашей страны, и с этим борются Соединенные Штаты. Победа талибов (организация запрещена в России) в Афганистане – не в наших интересах. С этим согласно руководство России, и с этим борются Соединенные Штаты. Захват власти радикалами в Пакистане с его ядерным потенциалом не в наших интересах. Это позиция и наших руководителей, и с этим, опять же, борются Соединенные Штаты. Массовое кровопролитие в Курдистане, распространение наркотиков из «золотого полумесяца», обострение карабахского конфликта – предотвратить все это заинтересованы и мы, и США. И если, например, очередная администрация США примет решение о сворачивании своей активности в Азии, мы останемся на южном фронте один на один с этими проблемами без надежного союзника в тылу. Значит, нужен политический и военно-оборонительный союз с Соединенными Штатами.
Желательно – прямой союз, а не вступление в НАТО, где придется тратить огромные усилия на преодоление сопротивления тех, кто все равно делом не поможет. Но если продвижение такого прямого союза вызовет непонимание и соответствующее сопротивление, участие в НАТО будет меньшим злом.
Недавние выступления Дмитрия Медведева и Барака Обамы о необходимости хотя бы в отдаленной перспективе стремиться к безъядерному миру обозначают совершенно новый рубеж развития наших отношений. Это оружие уже 60 лет хранит человечество от мировых войн. Нет ни одного разумного сценария применения этого оружия какой-либо из стран, при котором (сценарии) выгоды от обмена ударами превысили бы выгоды от ненападения.
Еще советское руководство согласилось с тем, что абсолютная победа над США при условии, что десять-пятнадцать крупнейших наших городов с тридцатью миллионами наших друзей и близких (да и нас самих «с чадами и домочадцами») сгорят в ядерном костре, для нас неприемлемо. То же самое относится и к США.
Следовательно, отказ от такого оружия или хотя бы движение к такому отказу требуют формирования принципиально новых союзнических отношений сильнейших в военном отношении государств мира. Когда эта работа увенчается успехом и увенчается ли вообще – Бог весть. Но уже для того, чтобы ее начать, отношения России и США должны быть серьезно улучшены.
Целью этих отношений будет совместная работа по прекращению распространения ОМУ, постепенной ликвидации ракетно-ядерных потенциалов сначала таких стран, как Северная Корея и Израиль (при наличии), затем Китая, Пакистана, Индии, Франции, Великобритании, затем уже – России и США.
Переговоры по ограничению и сокращению вооружений России и США протекают успешно, но существуют пределы сокращения наших ракетно-ядерных потенциалов, обусловленные асимметрией военно-промышленных потенциалов. Достаточно сравнить население России и НАТО (отношение 1:6,5), ВВП (отношение (1:14). Втянуться в конфронтацию на таких условиях – значит, подвергнуть себя военной угрозе без надежды на успех и обречь Россию на растрату материальных ресурсов, остро необходимых для решения социально-экономических проблем и, самое главное, без каких-либо выгод. Следовательно,
для того, чтобы сокращение ракетно-ядерного потенциала России не влекло за собой снижение безопасности нашего народа, нужен политический и военно-оборонительный союз с Соединенными Штатами.
Помимо прочего, альянс с Америкой – возможность сосредоточить силы и средства на модернизации наших Вооруженных сил и обеспечить их подготовку к такому характеру противостояния, которое наиболее вероятно и на тех направлениях, где угроза выше.
Благополучие и свобода
Осознание необходимости модернизации российской экономики, придание ей высокотехнологичного, инновационного характера стало одним из наиболее очевидных результатов развития кризиса в России. Нам необходимо осуществить массовое обновление основных производственных фондов и добиться качественно нового уровня развития человеческого капитала. Без современных технологий переход в новое, постиндустриальное качество может не состояться вовсе. Нам нужны современные технологии и капиталы иностранных инвесторов.
Мировой опыт показывает, что модернизация страны, преодоление ее технологического, инфраструктурного, институционального отставания никогда не происходит в режиме изоляции. Любая замкнутость подрывает устои технологического обновления.
И в России Петра, и в Японии, и в постфранкистской Испании, и в нынешнем Китае – всюду модернизация сопровождалась ростом открытости и снижением уровня конфронтации. Добиться этого можно только при радикальном улучшении отношений с североатлантической цивилизацией высоких технологий во главе с США.
Идя по этому пути, мы окажемся в благоприятной для модернизации среде, но суметь этой средой воспользоваться должны мы сами. Этот выбор представляется тем более целесообразным, что не за горами время, когда роль углеводородов в мировом торговом балансе начнет быстро сокращаться. И если Россия не окажется всесторонне готовой к такому повороту событий, стагнация ее экономики представляется неизбежной. Возможный временной интервал завершения нефтегазовой эпохи специалисты оценивают в 20–35 лет – времени у нас почти не осталось. Либо через 25 лет мы будем страной с развитой экономикой западного типа, либо наш народ погрузится в нищету, которая неизбежно повлечет за собой распад государства.
Политический и военно-оборонительный союз с Соединенными Штатами крайне важен для обеспечения долгосрочного и устойчивого роста благополучия нашего народа.
А нужен ли союз с Россией Соединенным Штатам?
Сегодня полемика по этому вопросу идет в США активно. Понимание провала идеи однополярного мира заставляет американские элиты вести поиск разнообразных политических конфигураций, соответствующих интересам США. И Россия способна предложить весьма конструктивные решения и инициативы.
Ни один из важнейших вопросов безопасности США — нераспространение ракетно-ядерного оружия, борьба с терроризмом, Ирак, Афганистан, ближневосточное урегулирование, энергобезопасность, наркотрафик и др. — не может быть решен без сотрудничества с Россией.
Итог
Однополярной системы, в которой доминирует Америка, больше не существует. Но и многополярность является для России, как и для всего мира, не стратегической победой, а новым стратегическим вызовом: она несет в себе и многие риски, и «многие печали». Для гарантий безопасности и благополучия нашего народа России нужны сильные союзники. После того как иллюзия однополярного мира, в котором одна великая держава, Соединенные Штаты, может определять течение международных событий, рассеется окончательно, мы окажемся перед реальностью хаоса.
Россия заинтересована в присоединении к сообществу стран с демократической политической системой, уважением прав человека и свободным предпринимательством, непредвзятым правосудием. Учитывая изложенное выше, ключевым шагом на пути к такому соединению демократий станет политический и военно-оборонительный союз с Соединенными Штатами.
Такой союз можно назвать «новой Антантой» или «Арктическим союзом» (учитывая растущий интерес к Арктике).
Конечно, между общественными, политическими, дипломатическими и военными элитами обеих стран существует глубоко укоренившееся недоверие. Наследство «холодной войны» живо, да и период после ее окончания совсем не способствовал взаимопониманию.
Поэтому сегодня крайне важно начать размывать существующие предубеждения в обеих странах. Предубеждения эти на 90% имеют фантомный характер и являются закрепленными, едва ли не на подсознательном уровне фобиями, не имеющими уже фактического основания.
И в кризисные периоды, такие, как август прошлого года, и в более спокойное время контакты между представителями научной общественности, бизнеса, культуры двух стран были явно недостаточны, чтобы не только сбалансировать влияние «ястребов» (которые сегодня особенно заметны в СМИ), но и позитивно изменить психологический фон межгосударственных отношений.
Самое разумное – начать движение не только правительств, но и общественности двух стран навстречу друг другу уже сегодня.
На cаммите президентов Дмитрия Медведева и Барака Обамы летом 2009 года в Москве задачи такого сближения общественности были поставлены в повестку дня. Правильно организованная регулярная работа в этом направлении позволит решить ряд задач, каждую из которых можно рассматривать и как самостоятельную цель, и как инструментарий решения общей проблемы. На данный момент имеется ряд реально работающих организаций, которые могли бы и должны принять участие в этой деятельности.
Мнение о таком сотрудничестве тех, кто готов лично участвовать в работе по устроению контактов общественности наших двух стран, которое может быть высказано по электронному адресу cfdp@gol.ru, станет первым реальным шагом в этом деле.
Авторы — члены Совета по внешней и оборонной политике.