Второе послание Дмитрия Медведева Федеральному собранию стало первым по длительности за всю историю жанра и самым своеобразным по методике: вначале была статья «Россия, вперед», обозначенная как «конспект» будущего выступления, затем мониторинг откликов и наконец развертывание «конспекта» в предписанный конституцией ежегодный документ, на этот раз под завязку набитый конкретикой.
Гуру (или, если угодно, демон) российской политтехнологии Глеб Павловский, кстати, слегка подкорректировал норму закона, сказав, что это «в том числе было и послание президента правительству, в каком-то смысле послание Медведева Путину». Действительно, в выступлении Медведева нашлось место буквальным поручениям в адрес исполнительной власти, вплоть до перечисления конкретных товаров и услуг — от потребного количества ракетных комплексов «Искандер» до организации массового широкополосного доступа в интернет и строительства «умных зданий» для школ.
Возможно, такая переадресация программного документа и разумна: в сложившейся политической системе, менять которую Медведев, судя по всему, не собирается, парламент не может считаться надлежащим субъектом, по сути, являясь конторой по оформлению уже принятых решений.
Проблемой, однако, является то, что федеральное правительство и региональные власти обладают повышенным иммунитетом к требованиям и пожеланиям главы государства. Попытка придать этим пожеланиям большую весомость с помощью дискуссий в среде интернет-пользователей — это безусловная новация, но ее реальная эффективность остается под вопросом.
Возможности для интерпретации даже самых ключевых положений, высказанных Медведевым, чрезвычайно широки. Один пример: президент требует стимулировать инновационную деятельность в экономике.
Губернатор крупной области тут же расшифровывает зрителям телеканала «Вести-24»: «Обычное налоговое поле должно касаться инновационной продукции или услуг, а вот если ты старую продукцию выпускаешь — это можно делать, но только тогда ты должен повышенные налоги платить». Вот так благие пожелания обращаются в свою прямую противоположность: вместо морковки в виде снижения налоговой нагрузки в руках тех, кто должен реализовывать обещания, появляется дубинка, с помощью которой чрезвычайно удобно с большой для себя пользой фильтровать бизнес. А ведь это спонтанная реакция опытного хозяйственника и администратора. Что же будет, когда он проведет по данному вопросу полноценное совещание, — страшно представить.
Проблема аудитории на самом деле — главная проблема Медведева. Кто эти люди? Команда единомышленников, готовых, отбросив конъюнктурные соображения, двигать Россию вперед? Как-то не очень на то похоже.
Может быть, где-то в рабочих корпусах Кремля такая команда и собирается, но нам про нее ничего не известно. Зато понятно, что эти люди, если они есть, не при чинах. И единственная их аппаратная опора — это сам президент Медведев.
Политическую поддержку Медведеву напрямую пока что предложила КПРФ. Впервые, собственно говоря, за всю историю постсоветской России. И это означает, что
парламентские коммунисты почуяли одиночество президента. Отдавая должное их мгновенной реакции, нельзя не охарактеризовать такое положение как тревожный симптом. Вряд ли их цели и задачи совпадают с устремлениями президента — скорее, мы имеем дело с желанием извлечь сиюминутную политическую выгоду.
А кто еще? Благожелательные наблюдатели отмечают, что среди наиболее частых по употреблению слов в послании значатся экспертиза и эксперты. Но при всем уважении к этой радости технократа невозможно представить себе экспертное сообщество в виде политической силы, готовой оказать Медведеву поддержку.