Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

И друг, и враг, и так

Отношение к Великобритании лучше всего демонстрирует двойственные чувства российской элиты к Западу

Из всех западных государств у России худшие отношения со страной, которая является едва ли не вторым домом как для опальной, так и для действующей российской элиты — с Великобританией.

Визит в Москву министра иностранных дел Великобритании Дэвида Милибэнда уже сам по себе является куда более удивительным событием, чем, скажем, «перезагрузочная» поездка в Россию президента США Барака Обамы. В конце концов, все президенты США с момента распада СССР исправно посещали Москву, а между Владимиром Путиным и Джорджем Бушем-младшим, по их словам, даже сложилось нечто вроде личной дружбы. Но

политическая конфронтация между Россией и США никогда не шла в сравнение с тем уровнем отношений, который сложился между Россией и Великобританией.

Еще год назад такой визит казался практически немыслимым.

После бегства в Великобританию Ахмеда Закаева и Бориса Березовского, а также одного из самых скандальных убийств начала ХХI века — отравления радиоактивным полонием в центре Лондона экс-офицера ФСБ Александра Литвиненко (в этом преступлении Великобритания официально обвинила российского гражданина Андрея Лугового, потребовав его экстрадиции) — страны оказались на грани дипломатической войны. До отзыва послов дело не доходило, но наши власти быстренько сделали Лугового депутатом Госдумы, подведя под иммунитет от уголовного преследования внутри страны. На фоне обещаний беспристрастно расследовать отравление Литвиненко Кремль фактически объявил вне закона Британский совет — культурно-просветительскую организацию, работавшую в России долгие годы и никаких вопросов у российских властей до скандала с убийством Литвиненко не вызывавшей. В ходе нынешнего визита Дэвида Милибэнда Россия пока ни словом не дала понять, что готова возобновить работу Британского совета, о чем просил официальный Лондон. А об экстрадиции Лугового, естественно, не может быть и речи; причем вовсе не из-за Конституции РФ, запрещающей выдавать российских граждан другим странам (случаи нарушения этого конституционного положения были), а из-за того, что согласие на экстрадицию в глазах российской власти являлось бы признанием причастности России к совершению этого убийства. Между тем

именно Великобритания, а не США, фактически является главной западной державой, отношение к которой иллюстрирует противоречивые чувства российской элиты к Западу в целом.

С одной стороны, эту страну наши власти усердно клеймили в разгар скандала с Луговым и Британским советом. С другой, именно в Великобритании представители российской элиты, в том числе политической, обзаводятся недвижимостью и учат своих детей. С третьей, чаще всего именно в эту страну, спасаясь от уголовного преследования, бегут ставшие опальными представители той же финансово-политической элиты России. В США к происхождению капиталов российских политиков и бизнесменов относятся куда более строго: многим российским олигархам и некоторым высокопоставленным чиновникам въезд туда закрыт.

До сих такое поведение сходило российской элите с рук, а невыдача британским правосудием Закаева с Березовским едва ли сильно расстраивала власти и тем более приближенных к ней бизнесменов, которые облюбовали Великобританию. Отсутствие полноценных и плодотворных отношений с Соединенным Королевством в определенной мере даже выгодно нашей элите. Эта бывшая великая империя, в отличие от другой бывшей великой империи — России, — идет во внешней политике по пути уменьшения, а не увеличения своих амбиций и не имеет никаких возможностей влиять на нашу внутреннюю политику. А

природа нынешней российской власти такова, что, думается, не один российский политик или крупный бизнесмен держит в голове вариант с необходимостью экстренного бегства на «ближний Запад».

Тем не менее нельзя сидеть на двух стульях бесконечно. Современный мир слишком глобален, чтобы власти такой амбициозной страны, как Россия, могли безнаказанно пудрить мозги собственному населению антизападной риторикой, при этом не стесняясь даже на публике показывать предметы западной «буржуазной роскоши». Не говоря уж о том, что западный мир, в отличие от России, является одним из главных производителей новых технологий, а также носителем всемирных брендов. Вот и приходится нашей «национально ориентированной» на словах элите одеваться во все западное, покупать там недвижимость и жить по западным стандартам — просто потому, что они лучше тех, которые существуют в сегодняшней России.

Едва ли визит министра иностранных дел Великобритании Дэвида Милибэнда существенно поменяет отношения двух стран. Но роль Великобритании в парадигме развития России от этого не уменьшится. Это роль желанного врага и теневого дома насквозь лицемерной российской элиты: славянофильской на словах, западнической по образу жизни.

Новости и материалы
«Я не развлекалась»: Поргина вспомнила, как ушла из театра ради ухода за Караченцовым
«Это нормально»: Бузова о шторме в день открытия ММКФ
Делегация министерства лесной промышленности КНДР посетит Россию
На Украине предложили запретить TikTok и Telegram
«Проблемы нарастают как снежный вал»: депутат Останина — об обстановке в Оренбуржье
Российские средства ПВО сбили украинский самолет Су-25
Палестина объяснила решение США наложить вето на резолюцию в ООН
Серверы эксклюзива Sony навсегда отключили из-за технических ошибок
Гражданин Украины задержан в Северной Осетии по подозрению в шпионаже
Певица Слава пожаловалась на людей, которые все портят: «Пошли эти люди»
Московская пенсионерка установила приложение мошенников и лишилась 16 млн рублей
Матыцин призвал использовать опыт ветеранов СВО для развития спорта
Названо число иностранцев, осужденных в 2023 году за уголовные преступления
Загитова показала, как ей делают массаж
Путин призвал приоритетно направлять на зарплаты врачам полученные через ОМС средства
Google повысит цену своего дешевого смартфона на 10%
«Тьфу-тьфу»: Немоляева рассказала о состоянии здоровья
«Спартак» может назначить неожиданного персонажа на пост тренера
Все новости