Встречу Дмитрия Медведева с верхушкой РСПП соблазнительно рассматривать как важный этап формирования им своей группы поддержки для смены сложившейся политико-экономической системы. В самом деле, профсоюз капиталистов объединяет руководителей крупнейших компаний, создающих практически весь национальный продукт. А
выступление президента перед этой аудиторией было наполнено тезисами, прямо противоречащими и успокоительным речам правительства о восстановлении экономического роста («впереди очень непростой год»), да и всей практике путинской России.
Жесткая публичная критика судебной системы (квалификационные коллегии лишают судей мантии за меньшее), прямые нападки на правительство («Что касается эффективности расходования бюджетных средств, в этом смысле у нас очень плохо все, просто критически плохо»), обещание расправиться с госкорпорациями, вернув управление собранными ими активами в правовое поле – уже этого достаточно, чтобы увидеть в речи Медведева фронду по отношению к созданной Путиным модели управления страной. Проблемой такого фрондерства, однако, является отсутствие внятных рычагов воздействия на ситуацию.
Как раз призыв Медведева противостоять коррупции в судах дает этому отличный пример. Пожаловался на нее не кто-нибудь, а Олег Дерипаска, всесторонне знакомый с ее механизмом (в кризисное время – как жертва), и президент счел нужным просветить капиталиста: в таких случаях «долг каждого предпринимателя написать заявление в правоохранительные органы, в прокуратуру, в милицию, в ФСБ». Такая рекомендация, которая может исходить только от идеалиста, не знакомого с образом действий правоохранителей, вряд ли повлияет на дальнейшую тактику Дерипаски в его тяжбах с кредиторами. Но в самом деле: что еще тут можно присоветовать, публично во всяком случае?
Итак,
если нет особых надежд на крепость государственных институтов, если решено воздерживаться от попыток провести изменения в революционном порядке (что со всей очевидностью следует из статьи «Россия, вперед»), остается формировать сильную группу влияния, способную подставить главе государства плечо. Годится ли для этого крупный бизнес?
Принято считать, что в его активе есть как минимум одно слаженное волеизъявление, определившее на несколько лет политический ландшафт. Это, разумеется, президентские выборы 1996 года, победу Ельцина на которых многие объясняют поддержкой договорившихся о совместных действиях олигархов. Отличие тут, однако, не просто существенное, а кардинальное. Во-первых, одно дело – политическая (пусть и проплаченная, и грязноватая) борьба на выборах, а другое – противостояние оппонентам, полностью инкорпорированным в твое собственное правительство. В этом случае невозможно даже поименовать, с кем, собственно, надо бороться.
Подковерные интриги в своем дворце не выиграть даже с помощью послания президента Федеральному собранию. Борьба ельцинской администрации с Лужковым и Примаковым, как мы помним, завершилась политическим поражением всех ее участников.
Во-вторых, профсоюз крупного капитала получил нагляднейший урок: что бывает, когда он вмешивается в политические игры. Конечно, многозначительные рассказы пресс-секретаря президента о том, как Медведев, «разумеется», познакомился с откликом Ходорковского на его программную статью, очень трогательны. Но никто не в силах забыть, откуда этот отклик пришел.
Имеющаяся информация не позволяет в точности оценить, каков был отклик крупного бизнеса на выступление Медведева. Одно понятно: ему (или по крайней мере той его части, во главе которой не встали люди, напрямую связанные с премьером) было бы очень приятно, если бы за риторикой последовали какие-нибудь внятные действия. Председатель РСПП Александр Шохин сформулировал одну возможность: хотя бы на год передвинуть повышение увеличивающих налоговый пресс страховых ставок. Скромная и, в общем, разумная просьба не повышать в кризис налоги (а кризис сам Медведев очевидно завершившимся не считает) – но каков будет отклик? И когда, если будет? В конце концов и о роспуске госкорпораций в медведевском окружении говорят уже полгода, а воз все там же.
Даже если забыть о природном оппортунизме бизнеса, трудно кого-либо из опытных коммерсантов в России убедить в серьезности намерений, искренности обещаний и решительности в рамках президентского послания.
Красивые и смелые слова президентов слишком часто не влекут никаких последствий, чтобы ради них многие готовы были рискнуть состоянием, а то и свободой.