Сенсацией недели стали слова нашего первого вице-премьера: «Настало время, когда мы можем вернуться к приватизации». Это абсолютно не похоже на все, что делалось до сих пор, поэтому встречные вопросы очевидны: кому это адресовано, да и всерьез ли говорится?
Подсказками могут выглядеть и само место, где Игорь Шувалов сделал свое заявление, – Вашингтон, и его собеседники – журналисты из Bloomberg TV. У Блумберга черпают информацию западные деловые люди.
И вот именно им, потенциальным инвесторам, российский первый вице-премьер доверительно сообщает о предстоящих распродажах «хороших активов», а кое-какие даже и называет вслух – «Совкомфлот» и «Роснефть».
Что особенно пикантно. Ведь главное, чем заманчива «Роснефть», — это бывшие активы ЮКОСа, отобранные властями у прежних владельцев, отбывающих сейчас длительные сроки и одновременно судимых по все новым и новым обвинениям. Эта операция стала символом огосударствления российской экономики, которое железной рукой проводилось пять предкризисных лет и преподносилось в качестве акции, одновременно и справедливой и экономически целесообразной.
И вот – полный пересмотр взглядов. Такие внезапные повороты вообще-то как раз в духе наших властей. Тем более что изначально существовало подозрение, близкое к уверенности, что «возвращенные народу» предприятия когда-нибудь снова окажутся в частных руках, только совсем в других. Но что стало толчком именно сейчас?
Обращение к бизнесменам-иностранцам наводит на мысль, что просто понадобились деньги. И желательно большие. В составленных только что прикидках федеральных бюджетов на 2010 – 2012 годы суммарный дефицит – 6,4 трлн рублей. Это не меньше $200 млрд.
Значит, самое время звать иностранный капитал. Смутит ли его призрак раскулаченного ЮКОСа, приключения британских совладельцев ТНК-ВР или нелегкие будни IKEA? Это их проблема. Наши чиновники не нанимались работать психологами. Тем более «Роснефть» и «Совкомфлот» — действительно хорошие активы. Даже в кризис. Проблемой скорее может стать тот факт, что
внешним инвесторам вряд ли предложат блокирующие пакеты и уж точно не отдадут контрольные, а это резко снизит заманчивость сделок и столь же резко увеличит риски приобретателей.
Поэтому, если о перспективе крупных продаж госсобственности иностранцам можно вообще говорить сколько-нибудь реально, то такими покупателями способны стать лишь те, кто чувствуют за спиной несокрушимую силу. Китайцы например.
Впрочем правительственные чиновники отрицают, что шуваловский призыв обращен только к иностранцам. Замах гораздо шире. Ведь и в самом деле, несколькими днями раньше первый вице-премьер, пусть и не называя точных реквизитов, объявил о новой волне приватизации депутатам Госдумы, перед которыми, замещая Путина, отчитывался об антикризисных делах.
«Необходимо начинать новую структурную приватизацию… Большое количество государственных унитарных предприятий необходимо акционировать… Государство готово продать с публичных торгов пакеты акций компаний, заложенные ему по кредитам, в случае невозвращения ему этими компаниями долгов». В нескольких фразах уместилась целая программа.
Во-первых, приватизация ГУПов. Большая часть из них получает казенные субсидии. В трудные времена желание любым способом избавиться от этого бремени по-бюрократически совершенно понятно.
К тому же это желание более или менее совпадает и с экономической целесообразностью, поскольку дает шанс упразднить массу архаичных структур и оздоровить другие, а также и с целесообразностью чисто человеческой. Ведь те
ГУПы, которые прибыльны или способны стать прибыльными, смогут, наконец, официально перейти в частные руки. То есть, в большинстве случаев, в руки собственных менеджеров, которые, опять же в большинстве случаев, породнены с чиновниками, над этими ГУПами надзирающими.
Так что всем будет неплохо. Кроме, возможно, простых людей, которым отдельно взятые ГУПы оказывают транспортные и прочие услуги – не очень качественные, но по контролируемым ценам. Поскольку монопольное свое положение эти предприятия удержат и после приватизации, но цены, разумеется, подскочат.
Как это у нас часто и бывает, полезное и даже неизбежное преобразование будет выполнено довольно сомнительными способами.
Но эта сомнительность просто-таки меркнет рядом с более грандиозными планами, на которые намекает Шувалов – планами приватизировать самые мощные предприятия через распродажу заложенных пакетов акций, а также, судя по последующим высказываниям первого вице-премьера, и пакетов никому не заложенных, как в случае с «Роснефтью».
Если отсечь продажи иностранцам, которые по вышеизложенным причинам не обещают стать грандиозными, то остаются продажи своим. Понятно, что таких «своих» немало – заждавшихся своей доли и уверенных, что она им причитается в обмен на удачно сложившуюся государственную службу, свою или ближайших родственников.
Может быть, некоторые организаторы огосударствления нашей экономики на первых порах искренне верили, что оно полезно и перспективно, но уж точно не все. И к тому же с тех пор подросла смена, полагающая, что быть миллиардером как-то солиднее, чем министром, генералом или даже главой госкорпорации.
Проблема только в том, что свободных миллиардов, требуемых даже и для вполне льготной скупки главных активов страны, у них в наличии нет. Тем более сейчас, в трудные времена. С другой стороны, обидно упускать момент.
Многие предприятия заложены и легко могут сменить владельцев, а неэффективность госсектора сегодня, когда убавилось возможностей жировать на дорогой нефти, очевидна как никогда.
Понятно, что такие внутренние приобретатели государственную казну не наполнят. Потому что покупать они станут либо по совсем уже суперльготным ценам, напоминающим символические, либо, скажем, за деньги, взятые в долг у той же казны. В ее резервах на сегодня $412 млрд. Вполне достаточно, чтобы организовать кругооборот, не ясно только, по какой схеме, но ведь можно придумать.
При всем цинизме этой гипотетической акции, она могла бы, в конечном счете, оказаться осмысленной. Но только в одном случае – если с ее помощью будет, наконец, поставлена точка в разделах и переделах собственности, начатых двадцать лет назад и никак не могущих остановиться. Лучше циничный конец этих разделов, чем бесконечный цинизм их продолжения по второму, третьему и последующим кругам.
И вот тут главная загадка. Понятно, как еще разок все переделить, но непонятно, как остановить. Как узаконить право собственности, которое горячо признают «для себя», но не хотят и не умеют признавать «для других»?
Знаменательно, что ни президент, ни премьер еще ни разу не высказались относительно новой волны приватизации. О ней объявил только Шувалов – чиновник высокого, но не высшего ранга. Хотя и явно по отмашке первых лиц.
Потому что именно он вместе с Министерством экономического развития и, разумеется, по поручению сверху, готовит приватизационную программу.
«Посмотрим, станет ли Шувалов вторым Чубайсом», — шутливо сказал правительственный чиновник, пожелавший остаться неназванным. Правда, незапланированным финалом приватизационной эпопеи Чубайса оказалось дело ЮКОСа. Стране нужно не просто второе издание этой эпопеи. Ей нужно, чтобы потом не понадобился «третий Чубайс».