Взрыв на крупнейшей в России электростанции — Саяно-Шушенской ГЭС — на следующий день после столкновения в небе двух истребителей Су-27 показательной эскадрильи «Русские витязи» во время подготовки к крупнейшему в России аэрокосмическому салону МАКС-2009 лишь отчасти является случайным совпадением.
Оба этих события — напоминание российским властям об одной из главных проблем страны. И это не тотальный контроль над газоснабжением Западной Европы, не борьба с «оранжевыми» режимами на постсоветском пространстве и не дальнейшая вертикализация власти.
Одна из главных проблем России — ее чудовищная технологическая изношенность, запущенность, настоящая инфраструктурная дыра. Эта дыра разрастается еще с советских времен, ее не удалось залатать в «сытые нулевые» на фоне рекордного роста нефтяных и газовых цен. Потому что власть этим не занималась.
В результате элитная пилотажная группа российских ВВС летает на старых самолетах, причем делает это над населенными пунктами. Если обновление самолетов стоит дорого, то увести маршруты тренировочных полетов от населенных пунктов — акт элементарной доброй воли и здравого смысла властей.
В результате взрыв на главной гидроэлектростанции страны отключает алюминиевые заводы (которые по технологическим причинам нельзя отключать в принципе), не говоря уже об экологических угрозах и человеческих жертвах.
Между тем даже при наличии у Саяно-Шушенской ГЭС собственника очевидно, что безопасность стратегических объектов, жилого фонда, теплосетей, дорог — безраздельная зона ответственности государства. Из-за откровенно наплевательского отношения российских властей всех уровней к развитию инфраструктуры (впрочем, у местных властей на это просто нет денег)
в России реальным Министерством внутренних дел давно и прочно является МЧС. Оно только и занимается «внутренними делами».
Символично, что глава только этого ведомства не менялся на протяжении всей почти уже 20-летней новейшей истории России. И у него все время непочатый край работы: катастрофы, происходящие по технологическим причинам, уже давно не выглядят для нашей страны чем-то из ряда вон выходящим. Неудивительно, что в СССР случился Чернобыль — удивительно, что его пока не случилось в России.
Поддерживать в нормальном состоянии и регулярно обновлять инфраструктуру — одна из важнейших задач любого государства. Разумеется, можно привлекать к этой работе частный бизнес, но все равно на условиях, прописанных государством и при государственном контроле. В России же власть тратит усилия на решение совершенно иных, далеких от реальности задач — она занимается геополитикой и бизнесом в особо крупных размерах, холит и лелеет свою пропагандистскую машину. И при этом
время от времени лидеры страны чуть ли не с удивлением констатируют, что страна, оказывается, давно находится в экономическом и технологическом тупике. При этом президент России Дмитрий Медведев во время поездки по российскому Дальнему Востоку прямо заявил, что там очень красивая природа, но люди живут очень бедно и все очень запущено.
Пока Россия бряцает перед миром старым советским оружием, разрушается или уже практически разрушен ее технологический потенциал, а инфраструктура в некоторых регионах не обновлялась десятилетиями. Но без дорог, без оснащения современным и максимально безопасным оборудованием стратегических объектов, без реформирования коммунального хозяйства Россия обречена оставаться задворками цивилизации. И, что еще более важно, не станет страной, в которой действительно хорошо жить большинству населения.
Наша власть любит рассуждать о необходимости инновационного прорыва России.
Пока слово «прорыв» в российском контексте больше подходит для описания очередной аварийной ситуации или техногенной катастрофы, возникшей из-за нарушения технологических норм и крайней запущенности даже стратегических объектов.
Попросту говоря, из-за того, что государство у нас не занимается своими прямыми обязанностями, тратя всю энергию на совершенно ненужные, а порой даже вредные для рядовых граждан вещи.