Патриарх Московский и всея Руси Кирилл считает, что откровенные беседы с президентом Украины Виктором Ющенко могут послужить лучшему восприятию нужд и чаяний верующих со стороны государственной власти. Об этом говорится в послании предстоятеля РПЦ в адрес Ющенко, размещенном на сайте Московской патриархии. Патриарх поблагодарил президента Украины за оказанное внимание во время посещения страны и за содействие в осуществлении визита.
Благодарность патриарха Кирилла Виктору Ющенко резко контрастирует с жестким заявлением президента России Дмитрия Медведева, который фактически поставил своего украинского коллегу в один ряд с Михаилом Саакашвили
и прямо назвал главной причиной, по которой Москва тормозит на неопределенный срок направление в Киев нового посла Михаила Зурабова. В этом контрасте можно искать несоответствие позиций российской светской и церковной власти, а можно увидеть и срежиссированный ход, использование кнута и пряника. В конце концов, политическое значение беспрецедентного десятидневного визита патриарха Кирилла на Украину было не менее велико, чем церковное. Но политические интересы Кремля в этой стране не во всем и не до конца совпадают с церковными интересами Московской патриархии. Очевидно, что
Кремль и РПЦ в равной степени не хотят, чтобы Украина получила сильную прозападную власть.
Это означало бы утрату не только политических позиций России в этой стране, но и позиций РПЦ как пока все-таки главной и наиболее многочисленной церкви, к тому же сохраняющей единство, несмотря на распад СССР и де-факто независимый государственный статус Украины.
Нынешняя конституция Украины, писавшаяся при активном участии прокремлевских политтехнологов на заре второго президентского срока Владимира Путина, в этом смысле очень выгодна России. По этой конституции Украина превратилась из президентской в парламентско-президентскую республику, а сформировать политически однородный парламент в силу ментального и географического раскола страны практически невозможно. В результате Россия сама во многом способствовала нынешнему безвластию или многовластию на Украине. Трудно даже вообразить, как складывались бы отношения двух стран, если бы президент Виктор Ющенко обладал полномочиями российского президента.
При этом имперские амбиции российской светской власти таковы, что она не возражала бы не просто против слабой и не способной четко определиться с внешнеполитическими приоритетами Украины, но даже и против ее распада. Едва ли в российских верхах, не говоря уже о большинстве населения, найдется много принципиальных противников, например, присоединения Крыма к России или хотя бы его отделения от Украины. Между тем для РПЦ распад Украины означал бы неминуемый распад церковного единства и полную утрату позиций русского православия на Западной Украине. Эта
точка расхождения интересов Кремля и РПЦ как раз и может стать фактором, при котором церковь окажет позитивное, стабилизирующее влияние на российскую светскую власть, чтобы та не усердствовала в своем желании ослаблять Украину ради сохранения ее в орбите своего влияния.
Дипломатический инструментарий церкви вообще тоньше и деликатнее, чем светского государства. РПЦ не может «отозвать» митрополита Киевского Владимира из-за «антироссийской позиции» украинских властей. У церкви на Украине многочисленная паства, являющаяся, выражаясь светским языком, такими же «гражданами РПЦ», как и российские приверженцы православия. Наконец, у украинских православных есть реальные альтернативные варианты — Украинская православная церковь или Киевский патриархат во главе с бывшим митрополитом РПЦ Филаретом (Денисенко) и Украинская автокефальная православная церковь. Так что если светская власть России своими действиями может привести лишь к политическому дрейфу Украину в сторону Запада, то РПЦ способна лишиться большой части своей паствы.
У патриарха Кирилла до сих пор получалось прекрасно ладить и договариваться с Кремлем по «внутриполитическим» церковным вопросам. Кроме того, ему удалось добиться, пусть пока в порядке эксперимента и наряду с другими основными религиями, преподавания основ православия в светских школах.
В ситуации с Украиной и сам патриарх, и российская светская власть должны проявить достаточную мудрость, чтобы координировать свои дипломатические усилия, а главное, четко определить границы, которые ни в коем случае нельзя переступать в борьбе за лояльность Киева Москве.
На фоне нынешнего состояния российско-украинских отношений дипломатическая миссия Кирилла в этой сфере выглядит существенно более важной, чем остающегося пока дома нового чрезвычайного и полномочного посла Михаила Зурабова.