Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Зов ипподрома

Роль СНГ как ликвидационной комиссии СССР понятна. Дальнейшая роль – нет

Упадок российского влияния в соседних странах тем нагляднее, чем старательнее его маскируют. Половина приглашенных президентов отказались приехать в Москву даже на скачки, которыми предусмотрительно заменили традиционный саммит СНГ.

Из десяти глав бывших союзных республик, сохранившихся в нашем Содружестве после выбытия оттуда Грузии, Центральный московский ипподром решили посетить только пятеро.

Главы Украины, Белоруссии, Узбекистана, Туркмении и Киргизии, сославшись на обстоятельства разной степени объективности, предпочли побыть дома.

Правда, к пятерке отозвавшихся на зов присоединятся на трибунах ипподрома еще и президенты Абхазии и Южной Осетии. Но в качестве глав суверенных держав их не признает официальным порядком ни один из присутствующих, за исключением гостеприимных московских хозяев.

Да и само участие в этом мероприятии Багапша и Кокойты вносит в атмосферу встречи не столько веселье, сколько смущение.

Ведь первые лица пусть и молодых, но международно признанных государств СНГ чисто по-человечески не очень-то расположены принимать их как равных в свою рафинированную компанию. Вдобавок

живое напоминание о том, как старшие московские товарищи умеют толковать принцип территориальной целостности, наводит братьев меньших на мысли, что без принятия страховочных мер братство выйдет боком.

Собственно, такие меры сознательно или стихийно принимаются уже давно и всеми в СНГ, и у каждого из гостей московского ипподрома за пазухой хоть что-нибудь, да запасено. Молдавия заигрывает с Евросоюзом никак не меньше, чем с Москвой. Азербайджан в серьезных отношениях с Турцией. Азербайджанско-турецкий товарооборот превосходит азербайджанско-российский. И при всем показном размахе, с какой Астана участвует в сооружении Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана масштабы казахстанско-китайской торговли уже сравнялись с масштабами казахстанско-российской.

И, конечно, еще более вызывающе (во всяком случае если смотреть из Москвы) ведут себя те, кто на московские скачки не приехал: тут и туркменская игра с Nabucco, и киргизская распродажа баз в любые платежеспособные руки, и минские издевательские демарши – всего не перечислишь, и все это лишь за несколько последних недель.

То, что надо бы как-то улучшать имидж, осознают уже и в Кремле. Организуемые параллельно со скачками армянско-азербайджанские переговоры по Карабаху – главная и единственная серьезная интрига московского скакового саммита. Реальное продвижение на этом участке доказало бы всем, что у Москвы есть еще ресурс влияния на постсоветских землях, и притом влияния позитивного. Но до реального продвижения там неблизко. А на других участках почти повсеместно распадается даже то, что было кое-как налажено после распада СССР.

«Проект СНГ» сходит со сцены. Он плохо работал в первой своей, ельцинской версии (Москва подкармливает младших братьев и дозировано поддерживает отпавшие от них анклавы). И он пошел вразнос во второй своей версии – путинской (Москва то подкармливает, то перестает; одних любит, других на дух не переносит; отпавшие анклавы то мирит, то безоговорочно отделяет от бывших метрополий).

Разумеется, государства, вышедшие из недружной советской семьи народов, были с самого начала слабо приспособлены к сотрудничеству. Бюрократизированные экономики. Автократические или олигархические режимы. Плохая совместимость образов жизни и отсутствие общности интересов. Роль СНГ как ликвидационной комиссии СССР понятна. Дальнейшая роль – нет.

Запад СНГ – Украина, Белоруссия, Молдавия – пусть и по разным траекториям, и черепашьими шагами, но смещается к Европе, а значит, и отдаляется от России, которая в последнее десятилетие все реже называет себя европейской страной.

Государства Закавказья самоопределяются в тамошнем многополярье интересов, где Россия не единственный и не обязательно главный полюс.

Для стран Центральной Азии сильнейший из соседей – Китай, а не прежняя метрополия. К тому же половина из них, как и мы, живут продажей газа и нефти и в мировой экономике являются российскими конкурентами.

Даже если бы Москва удержалась от командного тона, от коммерческих наездов и силовых приемов, ностальгическая видимость прежнего единства могла поддерживаться лишь безвозвратными щедротами. А Москва не удержалась.

Ностальгия по СССР в России иссякает. Покупка особых отношений с бывшими согражданами все слабее поддерживается снизу. Даже с такими, кого воспринимают в качестве самых близких. По недавнему опросу ВЦИОМ, 45% россиян считают, например, что материальную поддержку Белоруссии надо прекратить или хотя бы уменьшить, а 39% — что ее все-таки стоит сохранить на нынешнем уровне. Ясно, что применительно к менее любимым собратьям соотношение оказалось бы гораздо более разительным. Но, как ни скромны сегодняшние резервы России, кое-какие средства на оплату дружбы предусмотрены. И гости скачек будут настойчиво просить денег.

Переход от отношений содружественно-ностальгических к отношениям деловым и притом выстраиваемым по отдельности с каждой страной-соседом на базе обоюдных интересов назрел и перезрел.

Так или иначе он понемногу и происходит. Но его искажает и замедляет неумение Москвы отделить реальные государственные интересы от бесперспективных гегемонистских импульсов и сугубо личных симпатий и антипатий.

Смешение того, другого и третьего превращает любую решаемую задачу – например, размещение российских воинских контингентов в Киргизии — в нечто запутанное, дорогостоящее и скандальное.

Впрочем, об этом через пару недель другой неформальный саммит, в Чолпон-Аке, куда позовут не все СНГ, а только членов ОДКБ, хотя даже и в этой, более узкой организации минимум два диссидента – Узбекистан и Белоруссия.

Ну а нынешняя ипподромная встреча – одна из последних, быть может, попыток отыскать хоть какое-то увлечение, которое объединило бы все наше старое Содружество.

И, между прочим, в отличие от бесчисленных забытых начинаний СНГ, это живет и развивается. С тех пор как пять лет назад на первых скачках на приз президента РФ победил рыжий жеребец Акбаш из Краснодарского края, эти соревнования были интегрированы в международную систему испытаний лошадей чистокровной верховой породы, и на этот раз помимо российских в них участвуют лошади из Казахстана, Азербайджана, Армении и Молдавии.

Как знать, может, с развитием коневодства в остальных бывших союзных республиках эти скачки как раз и станут тем единственным мероприятием, ради которого СНГ будет существовать и впредь?

Новости и материалы
Темные кометы пролили свет на происхождение океанов на Земле
Россиянам рассказали, чем китайские автомобили отличаются от европейских
В Северной Осетии усилят охрану общественных мест после взрыва в ТЦ
«По блату ничего не будет»: Стас Пьеха о будущем сына на эстраде
В Киргизии ввели штраф за ношение одежды, закрывающей лицо
В Европе все меньше выступают за военную помощь Украине
На Западе оценили вероятность окончания конфликтов на Ближнем Востоке в 2025 году
Главреда Lenta.Ru внесли в базу «Миротворца» за сериал о телефонных мошенниках
Губерниев о Вяльбе: как же можно было так облажаться
Николай Соболев может заменить Урганта на Первом канале
В Госдуме РФ объяснили желание Франции обсуждать конфликт без Украины
Жена Малинина рассказала, как поддерживает себя в форме в зрелом возрасте: «Практикую разминки»
Илон Маск напугал лидеров Евросоюза постом о немецкой партии
Опубликовано видео первого полета истребителя шестого поколения
Поставки мандаринов из Абхазии в Россию резко выросли
На казахстанско-узбекской границе обнаружили тоннель для контрабанды нефтепродуктов
На Филиппинах произошло землетрясение
В центре Екатеринбурга эвакуировали почтовое отделение из-за подозрительной посылки
Все новости