На сегодняшний день почти все медийное поле сосредоточено в руках трех каналов – Первого канала, ВГТРК и НТВ.
Заложить душу под рейтинг
Но исключительное положение занимает «Первый». Он единственный покрывает вещанием 98,9% территории России. Привычка смотреть «Первый» у граждан сродни рефлексу. Остальные участники телерынка стараются занять нишевые позиции – спорт, культуру, развлечения. Но их влияние на рынок и умы граждан не столь велико.
Имея изначально лучшие позиции перед остальными конкурентами, Первый канал постоянно проигрывает в качестве.
Почему? Потому что ему не пришлось с нуля создавать всю базу, как техническую, так и творческую. Ему не нужно создавать конкурентоспособный продукт – часть денег руководство канала возьмет из бюджета, а другую – и так получит от рекламодателей (потому что сигнал принимают везде). Вообще, зачем задумываться о создании какого-нибудь общественно полезного продукта? Это слишком хлопотно. Ведь надо изобретать, ориентироваться на общество и заниматься просвещением. Нет, «Первый» — коммерческое телевидение. Его идол – рейтинг. Цена рекламной минуты на ТВ зависит от рейтинга программы и доли зрительской аудитории. Телевизионные деятели ожидают его с содроганием, как страшного суда. И «заложить душу» под рейтинг в этой среде считается доблестью.
Телевидение рекомендует потреблять
Эфир каналов наполняют антиобщественные программы. Бестолковые «говорильни» — ток-шоу, низкопробные юмористические программы, развращающие реалити и многочасовой треш и криминал. Что полезного из этого ассортимента может вынести зритель? Ничего. Представьте себе: вы часами смотрите телевизор, а коэффициент полезной информации, которую вы получили, равен нулю. То есть вы потребляете бесполезный, а зачастую и опасный продукт.
Зритель, который поглощает эту зефирно-трешевую продукцию, вскоре сам начинает мыслить подобным образом. Так создаются тренды – желание быть популярным, модным.
Так в докризисные годы был сформирован устойчивый тренд на общество потребления. Общество, которое ничего не производит, а лишь потребляет. Потребляли все – кредиты, квадратные метры, отдых за границей, шопинг и ночные клубы. Увеличилось число наркоманов, неимоверно выросло число содержанок, ради денег не гнушались ничем.
Когда девушки смотрят часами клипы, где все загорелые, с ног до головы в бриллиантах, плавают на яхтах возле фантастических островов – им тоже хочется так жить. Мало того – только это они и признают жизнью. Нормальную жизнь ради семьи, детей, успеха в профессии – считают прозябанием. Цель одна – «поймать» олигарха и стать пусть не женой, но содержанкой. Вот на что направлены мысли миллионов девушек.
Парни тоже ищут легких путей, вернее – легких денег и больше развлечений. Как следствие – рост преступности, наркомании, алкоголизма и самоубийств.
И многие жизни и судьбы губит именно телевидение, которое создает тренд.
Оно определяет, что сегодня в моде и наиболее востребовано. Оно определяет – кто сегодня ньюсмейкер и какие новости являются ключевыми. Оно определяет, кто будет представлять нашу культуру, какие звезды и герои нужны зрителю.
Именно зрителю, так как телевидение не мыслит категориями общественной пользы. Те, кто создают программы, новые проекты, задают тренды, не думают об обществе. Они думают о рейтингах, долях, рекламном бюджете. Если голую звезду снимут камерой мобильного телефона – это обязательно поставят в эфир. Пусть картинка будет нечеткой, а звезда давно «вышла в тираж». Все равно поставят! Это тренд! И плевать, что в Пермском крае закрыли детские сады, а в Восточной Сибири в Китай незаконно машинами вывозится лес. Это не тренд! Это не рейтинг!
Трендом сегодня является бездуховность, аморальность и алчность. И сегодня именно эти тренды продвигает телевидение. Оно формирует «человека потребляющего». Шире потребление – больше рекламных денег!
И особь потребляет – близких, родных, свою родину – все равно.
Возьмите любые программы со «звездами». Везде присутствует скандал, зрителю всегда предложат результаты копаний в «грязном белье». Немного «жареных» фактов и пикантных кадров – программа готова! Или, к примеру, одна из первых игровых программ – «Слабое звено». Чему она учила? Быть алчным, мелочным интриганом. Ставка была сделана на «крысятничество» и подставы других игроков. А реалити-шоу – это сплошная безвкусица с элементами имбецильности. Участники зачастую не понимают, где они находятся и зачем.
Но что дают такие программы зрителю? Чему они учат? Учат быть потребителем во всех отношениях. С родными, знакомыми, любимыми. Единственное, что усваивает зритель от бесконечных сцен жестокости, насилия, эротики, гламура, пафоса и безвкусицы, – необходимость подражать. Зритель подражает звездам и кумирам. Он подражает и героям программ. Он копирует циничность, безнравственность, низменные чувства. И все это потом проявляет в реальной жизни.
Оружие массового поражения
Оздоровление телевидения возможно только при условии осознания тех пагубных процессов, которые мы сейчас наблюдаем. Когда руководители каналов будут относиться к обществу не как к составляющей рейтинга и доли. Только тогда возможны перемены.
Телевидение – это самое грозное оружие массового поражения. И, к сожалению, российское телевидение уничтожает своих граждан. Очень многие отказываются смотреть отечественные каналы. Но жить в информационном вакууме невозможно. Когда человек говорит: «Я не смотрю телевизор», — это звучит как «я не смотрю в зеркало» или «я не принимаю ванну». Телевизор смотрят все!
Для того, чтобы телевидение перестало уничтожать общество, оно должно быть полезным. Главная задача современного телевидения – просвещение!
Просвещение – это основа всей массовой информации. Однако просвещение ни в коей мере не должно превратиться в пропаганду, как это сегодня происходит. Телеканалы должны понять, что просвещение населения открывает новые горизонты для развития общества. Люди перестают быть просто жадными потребителями фаст-фуда с гламурными бирками. И начинают думать. И понимают, что общество потребления – это путь в никуда! Они чаще задумываются о социальном аспекте при выборе профессии. Думают не категориями, «какой будет бонус в конце года», а «что мы сможем сделать для помощи конкретному человеку или обществу в целом». Тогда профессия медсестры, учителя или милиционера перестанет быть непрестижной. Да и государство задумается о заработной плате для этих важных профессий. Но это возможно только при самосознании, которое развивается средствами массовой информации. А особенно – телевидением!
Социологи и политологи, аналитики и политтехнологи знают тайну. Из одного и того же человека можно «сделать» героя, а можно – предателя. И часто относятся к «аудитории», «электорату» как к подопытным животным. В большинстве развитых стран главный телеканал, как правило, госсобственность и выражает политическую волю государства, нации. Но не в России. Крупнейший телемонстр «покупает» у государства право распоряжаться, продавать прайм-тайм. Покупает полной, неистовой политической лояльностью в новостях.
Сегодняшняя телесреда неизбежно формирует личность, которая не отождествляет себя с семьей, нацией, страной. Не надо объяснять, как это опасно.
Российская государственность существует более тысячи лет, вопреки всем внешним и внутренним угрозам, но благодаря духу национального единства и помощи Божьей.
Многие молодые люди – затравленные единоличники. Их «индивидуальности» хватает на мелкую офисную интрижку или сплетню. Дальше этого уровня они не поднимаются. Вымирает дружба, о чести вообще не принято говорить. А ведь единственное, что спасает сегодня Россию, – это сила духа. Для этого необходимо свято чтить семью, родителей, традиции. Необходимо знать свою историю и гордиться страной. Страна – это каждый из нас! Мы – часть страны, а она – часть нас.
И в возрождении духовности немаловажную роль играет телевидение.
Автор – журналист Первого канала.