Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Государственные машинки

Замена отечественных авто сборкой иномарок выглядит разумным способом спасения российского автопрома

США не боятся банкротить General Motors и Chrysler, американскую и мировую гордость автомобилестроения. Россия же пока не использует кризис для принципиальных решений по отечественному автопрому, не вызывающему энтузиазма даже у записных российских патриотов.

Президент США Барак Обама официально объявит о банкротстве американского автогиганта General Motors – сам концерн уже подал соответствующий иск о начале процедуры банкротства.

К концу года GМ начнет новую жизнь — доля правительства США в новой автокорпорации будет составлять 60%. Некоторые бренды – например, Hummer – концерн продает по отдельности, другие, как Pontiac, могут исчезнуть вовсе, третьи будут сохранены в новом концерне.

В этом глобальном банкротстве участвует и Россия. Канадец австрийского происхождения Франк Штронах, владелец концерна Magna, и крупнейший российский банк Сбербанк при посредничестве канцлера ФРГ Ангелы Меркель купили германский автоконцерн Opel, пока еще дочернее предприятие General Motors. По итогам этой сделки Сбербанк получит 35% акций Opel. Индустриальным партнером консорциума, не претендующим на долю в капитале Opel, стала группа ГАЗ Олега Дерипаски, которая надеется получить право на производство 180 тысяч Opel в год на своих производственных мощностях в Нижнем Новгороде.

Глава Сбербанка Герман Греф предельно откровенно объяснил, зачем России в кризис понадобилось тратить деньги самого крупного финансового учреждения страны, главного кредитора промышленности и главного держателя депозитов населения на спасение германского автоконцерна: «Мы, как банк, заинтересованы в том, чтобы с помощью приобретения такого рода актива могла быть реструктурирована автомобильная отрасль Российской Федерации. На мой взгляд, это очень хороший шанс для России получить по беспрецедентно низкой цене одного из наиболее сегодня продвинутых с точки зрения технологий европейского производителя». Вряд ли Греф имел в виду, что штамповать Opel в Нижегородской губернии будут сокращаемые рабочие автоконцерна из Германии или США, обеспечивающие их привычное качество. Одним из условий сделки как раз является сохранение всех четырех германских заводов Opel. Более того, сама сделка еще не завершена, на нее предстоит привлекать кредиты. Уже заявленный интерес Magna состоит в том, чтобы получить в будущем 20% российского автомобильного рынка, так что у российского автопрома в итоге может появиться новый сильный конкурент, а не спаситель загибающегося ГАЗа. Тем не менее

даже полная замена отечественного модельного ряда домашней сборкой иномарок выглядит наиболее разумным способом спасения российского автомобилестроения.

Куда более разумным, чем заградительные импортные пошлины на авто или бесконечные и безвозвратные кредиты российским автогигантам, которые и до всякого кризиса вчистую проигрывали конкуренцию иностранным производителям по соотношению «цена — качество».

Американское правительство идет на банкротство и национализацию столпов автопрома, поскольку ему есть что спасать, даже независимо от угрозы массовой безработицы в Детройте. Кризис обязательно кончится, «потребление» машин рано или поздно возрастет, а полностью терять такую технологическую базу Штатам не с руки. В России же, если в одночасье прекратится выпуск «Волг» или «Жигулей», никто или почти никто из автолюбителей плакать не станет.

Если уж стоит задача спасать автогорода, чтобы не допустить безработицы и социального взрыва, куда логичнее использовать производственную (но ни в коем случае не технологическую и конструкторскую!) базу отечественного автопрома для относительно более дешевой, чем в Германии и США, сборки чужих машин

(с Китаем, бурно развивающим собственный автопром, мы по части дешевизны рабочей силы едва ли конкуренты).

Америка воспользовалась обстоятельствами кризиса для, возможно, судьбоносной, исторической реструктуризации своего автопрома. Причем, как только ситуация в экономике стабилизируется, правительство США, возможно, опять передаст национализированные автоконцерны в частные руки. Россия, которая ведет дискуссии о будущем своего вечно лежачего автопрома всю постсоветскую историю и перепробовала едва ли не все возможные способы вульгарного протекционизма и прямой господдержки автопроизводителей, пока таким шансом не воспользовалась.

Сигнал Герману Грефу и Сбербанку войти в сделку по покупке концерна Opel (а это явно политическое решение) может стать первым шагом к новой политике России в автопроме. Только если эта сделка не выродится в очередной сеанс псевдопатриотического экстаза российской элиты — мол, наконец нас допустили к действительно серьезному западному активу. Россиянам же будет только радость, если на наших заводах будут выпускать качественные иномарки. А не становящиеся вечным предметом насмешек собственные автомобили. Патриотизм патриотизмом, а эффективность производства и качество продукции как ключевые показатели жизнеспособности любого предприятия еще никто не отменял.

Новости и материалы
В Херсоне прогремели взрывы
В МИД РФ назвали причину удаления Reuters слов Кэмерона о праве ВСУ бить по целям в России
Ученые выяснили, какие жиры вызывают болезнь Альцгеймера
Обнаружена мутация, защищающая от рака и болезней сердца
Девушка Тимати показала фигуру в крошечном бикини на Мальдивах
Сотрудник полиции инсценировал грабеж и отобрал сумку с 5,5 млн рублей у знакомого курьера
Даниил Медведев снялся с четвертьфинала «Мастерса» в Мадриде из-за травмы
Reuters отозвало новость со словами главы МИД Британии об атаках Украины на РФ
Захарова предупредила Лондон о возможном ударе со стороны Украины
Медведеву потребовалась помощь медика в матче на «Мастерсе» в Мадриде
Ученые призвали к защите генетических данных от покупки компаниями
В ООН уклонились от ответа на вопрос о расследовании трагедии в Одессе
63-летняя Тильда Суинтон снялась с новым имиджем для обложки журнала
В МИД высказались о проведении мирной конференции по Украине в Швейцарии
Тренер ЦСКА объяснил, почему не выбрал Акинфеева на игру с «Зенитом»
Дочь Кейт Миддлтон получила подарок за $45 тысяч и не смогла им воспользоваться
Киев пожелал присутствия китайской стороны на конференции по Украине
В «Зените» прокомментировали ничью с ЦСКА
Все новости