Мировой экономический кризис, казалось, отодвинул на второй план прочие планетарные проблемы человечества — от борьбы с международным терроризмом и невозможностью совместить принцип уважения территориальной целостности государств с принципом права наций на самоопределение до возможных последствий глобального потепления и нарастающего дефицита питьевой воды. Однако
второе испытание Северной Кореей атомной бомбы (первое случилось в октябре 2006 года) вызвало политическое землетрясение, куда более значительное, чем землетрясение магнитудой 4,7 балла от самого взрыва.
Япония официально заявила о необходимости превентивных ударов по КНДР. Совет безопасности ООН собирается на экстренное заседание. Япония, США и Южная Корея моментально начали экстренные консультации. Даже МИД России, после взрыва первой атомной бомбы КНДР призывавший мировое сообщество не беспокоиться, на сей раз выступил с достаточно резкой критикой действий Северной Кореи. К слову, следует напомнить, что в ХХI веке ни одна страна, кроме КНДР, ядерную бомбу не испытывала.
Один взрыв атомной бомбы действительно способен кардинально изменить международную политическую повестку. Даже если мы имеем дело с банальным ядерным шантажом, желанием нищей и голодной Северной Кореи выбить из мирового сообщества побольше риса в качестве безвозмездной гуманитарной помощи. Ядерная бомба как способ достижения этой цели куда опаснее, чем даже сотни заложников в руках террористов или террористическая атака на США в сентябре 2001 года. КНДР держит в заложниках все человечество. Совершенно очевидно, что
в нынешнем своем состоянии КНДР не договороспособна: нет ни одной международной организации или конкретной державы, которая смогла бы убедить или заставить Ким Чен Ира раз и навсегда прекратить ядерные испытания или поставить северокорейскую ядерную программу под международный контроль.
14 апреля сего года КНДР в очередной раз вышла из шестисторонних переговоров по денуклеаризации Корейского полуострова и теперь считает, что ее руки развязаны для любых действий.
Северокорейский взрыв существенно добавляет логики той части американского политического истеблишмента, которая отстаивала идею размещения ПРО США в Восточной Европе для отражения возможной атаки иранских ракет. Хотя бы потому, что иранский режим в его нынешнем виде (а после предстоящих президентских выборов в этой стране характер власти едва ли изменится, поскольку верховный правитель Ирана аятолла Хаменеи уже призвал население поддержать действующего президента Махмуда Ахмадинеджада) тоже не договороспособен. Он не намерен обеспечивать доступ международных наблюдателей к иранской ядерной программе. Между тем вкупе с политическими идеалами, которые отстаивает руководство Ирана, эта программа запросто может привести к развязыванию ядерной войны — хотя бы против Израиля, о необходимости стереть с лица земли который не раз публично заявлял нынешний президент исламской республики.
Иными словами, угроза ядерного шантажа человечества и развязывания войны варварскими (будем называть вещи своими именами) политическими режимами никуда не испарилась. На фоне этой угрозы, требующей солидарных усилий человечества (можно бесконечно спорить о статусе Косово или Южной Осетии с Абхазией, о правах человека и «суверенной демократии», но в случае начала ядерной войны все эти споры просто исчезнут в одночасье вместе с большей частью жителей планеты Земля), особенно показательной выглядит роль России. Если Южная Корея и США сообщили, что северокорейские власти заранее официально уведомили их о проведении ядерных испытаний, российский военно-дипломатический источник уверяет, что Россия предварительного уведомления от властей КНДР не получала. И России, чья элита в последние годы явно склонна преувеличивать внешнеполитическое значение страны, едва ли стоит обижаться и вставлять палки в колеса попыткам мирового сообщества воздействовать на Северную Корею.
Один из важнейших уроков нового испытания ядерной бомбы КНДР именно для России состоит в том, что откровенно антидемократические режимы, по сути, игнорирующие все нормы международного права, в принципе не могут быть надежными союзниками или партнерами.
А такой критерий внешней политики, как «дружба с варварами против Америки», увы, широко используемый Россией в последние годы, не только увеличивает нестабильность в мировом масштабе, но не снимает угроз безопасности и для самой России. К слову, ракеты, пуском которых также в последнее время пробавляется северокорейское руководство, могут упасть на территории России, а не США.
В любом случае очевидно, что, если человечество не пройдет испытание атомной бомбой, ему может угрожать страшный конец, делающий не важными политические, экономические или религиозные разногласия.