Когда речь идет о высокопоставленных российских чиновниках, практика противоречит вековой народной мудрости: «О покойниках либо хорошо, либо ничего».
Вчерашних, пусть не кумиров, но вполне себе одобряемых, согласно рейтингам, «слуг народа» зачастую начинают костерить сразу после официального сообщения о смерти.
Комментарии на форумах на тему гибели Игоря Есиповского, губернатора Иркутской области, который находился вечером 9 мая на борту разбившегося вертолета, – лишь подтверждение этого общего правила. Мало сочувствующих, куда более злорадствующих.
Однако сетовать на «ужасный век, ужасные сердца» не получается. Есиповский, всего лишь полгода проработавший в должности хозяина земли иркутской, по безжалостному уверению одного прокремлевского аналитика, «как губернатор себя проявить не успел». Зато, если верить тому, что пишут на местных форумах, зарекомендовал себя в губернии как любитель экстремальных развлечений, охоты и т. п.
Мутные обстоятельства гибели – полет на частном вертолете с незарегистрированным маршрутом, в непонятном составе, с неясной целью – открывают широчайшее поле для досужих домыслов, спекуляций, слухов, сплетен.
Объяснения официальных лиц, что губернатор вечером праздничного выходного дня вылетел для планового осмотра местности на Байкале, где предполагается разместить туристскую ОЭЗ, лишь еще больше раздражают публику. Отсюда – предположения о запрещенной охоте на медведей или полете с иной, не служебной, но развлекательной целью.
Подобная реакция вызвана не особыми обстоятельствами именно этого несчастного случая, но тем, что почти каждая трагедия с участием некоего высокопоставленного российского чина связана с теми или иными нарушениями. Иногда очевидно попадающими под статью Уголовного кодекса, как январская вертолетная охота на архаров в Алтайском крае, ставшая причиной авиакатастрофы и гибели нескольких человек, включая официального представителя президента в Государственной думе Александра Косопкина (СКП только сейчас, спустя полгода после трагедии, возбудил уголовное дело по факту незаконной охоты). Иногда с нарушениями всего лишь ПДД, что повлекло гибель губернатора Алтайского края Михаила Евдокимова.
Люди, входящие в состав федеральной или региональной элиты, ведут себя, как полубоги, для которых не писаны никакие законы – будь то Административный, Воздушный, Уголовный кодекс или природоохранное законодательство.
И потому они охотятся на занесенных в Красную книгу животных, носятся по проселочным дорогам со скоростью 200 км в час, летают незарегистрированными маршрутами... И погибают, как обычные люди. Потому что даже для полубогов, позволяющих себе презирать писаные законы, никто не отменял законов природы.
Прежде чем сетовать на повальный «правовой нигилизм» россиян, власти нужно оборотиться на себя. И добиться того, чтобы законов придерживались те, кто по должности своей обязан следить за их соблюдением.
А начать можно с самого простого – со следования правилам дорожного движения, без традиционных выездов на встречную, проездов на красный свет, бешеной гонки по улицам и трассам. После этого, возможно, и охотиться станут реже, и взяток меньше брать…
Только жизнь по общим для всех законам, жизнь обычных граждан, которых другие такие же граждане уполномочили замещать высокие начальственные должности, способна превратить потерявших чувство реальности полубогов в ответственных руководителей.
И, возможно, тогда трагические происшествия с участием высоких лиц будут вызывать всеобщие вздохи сочувствия вместо недоброжелательных спекуляций.