Россия лишила аккредитации двух канадских дипломатов, работающих в информбюро НАТО в Москве, а министр иностранных дел России Сергей Лавров отказался от участия в майской встрече с коллегами из стран-членов НАТО.
«В ответ на недружественный акт со стороны НАТО в отношении сотрудников представительства Российской Федерации при НАТО российская сторона приняла вынужденное решение лишить дипломатической аккредитации директора информационного бюро НАТО в Москве, атташе посольства Канады в России Изабель Франсуа и второго сотрудника бюро, атташе посольства Канады в России Марка Опгенорта», — говорится в заявлении департамента информации и печати МИД.
Этот демарш Москвы последовал за лишением аккредитации при штаб-квартире альянса в Брюсселе двоих сотрудников российского постпредства при НАТО — старшего советника Виктора Кочукова и атташе Василия Чижова, сына постоянного представителя России в Евросоюзе Владимира Чижова. После чего МИД Бельгии решил выслать двух российских дипломатов.
Высылка сына постпреда России в ЕС была воспринята Москвой, строящей свою политику преимущественно на личных обидах и отношениях, особенно болезненно. Сам Чижов даже не удержался от резких заявлений, хотя, исходя из этических соображений, как заинтересованное лицо, мог бы не комментировать эту ситуацию.
Решение о высылке российских дипломатов в НАТО приняли, как сообщает FT, в связи со шпионским скандалом вокруг бывшего высокопоставленного чиновника министерства обороны Эстонии Хермана Симма. Он приговорен к 12,5 годам тюрьмы за то, что якобы передавал российским спецслужбам различную секретную информацию, в том числе о НАТО.
Москва сразу же расценила инцидент с Чижовым и Кочуковым как провокацию, поскольку никогда ранее сотрудников постпредства аккредитации не лишали и не высылали. Постоянный представитель России в НАТО Дмитрий Рогозин заявил, что проведение этой акции выглядит «как желание определенных сил в НАТО спровоцировать серьезный политический кризис в отношениях с Россией».
По мнению Рогозина, едва ли расходящемуся с официальным мнением России (в противном случае постпреда надо было бы попросту увольнять, поскольку по должности он обязан транслировать и отстаивать официальную точку зрения российской власти), провокация в отношении россиян была рассчитана на то, что СМИ обвинят сотрудников российской миссии в шпионаже.
По версии российских властей, «кто-то в НАТО» решил помешать восстановлению отношений между альянсом и Кремлем, прерванных в результате войны в Грузии и одностороннего признания Россией независимости Южной Осетии и Абхазии.
Любопытно, что генсек НАТО Яап де Хооп Схеффер высказал упрек в адрес президента Грузии Михаила Саакашвили, назвавшего стартовавшие в Грузии 6 мая учения «учениями НАТО». На самом деле, в трактовке НАТО, это учения в рамках программы «Партнерство во имя мира» для стран, в альянс не входящих. Но Россия называет эти учения точно так же, как ненавистный ей Саакашвили. И называет их провокацией, хотя они были давно запланированы, а Грузия, в отличие от ее анклавов, Россией пока не контролируется и вольна принимать у себя любые учения как независимое государство.
При этом последовавшее еще до высылки двух российских дипломатов взятие российскими пограничниками под свой контроль границ Грузии с Абхазией и Южной Осетией в США, ЕС и НАТО было единодушно воспринято как недружественный шаг со стороны России и односторонний отход Кремля от так называемого плана Медведева — Саркози, появившегося после августовской войны.
Иными словами,
Россия и НАТО своими действиями дали понять, что ни о какой перезагрузке отношений речь пока идти не может. И спор, кто первый начал портить формально восстановленные отношения, в данном случае не отменяет того факта, что восстановить их при нынешнем политическом раскладе не получится.
Россия не изменила своей откровенно агрессивной антизападной внешней политики, а у Барака Обамы как главного двигателя «перезагрузки» явно не доходят руки до того, чтобы пытаться задабривать Россию — кризис, нескончаемые военные операции Штатов в Ираке и Афганистане выглядят для него куда более насущными проблемами.
Даже если точка в нынешней дипломатической войне России с НАТО будет поставлена высылкой двух канадских дипломатов, характер взаимных отношений на данный момент очевиден. Россия размещает пограничников на территории двух независимых, с ее и только с ее точки зрения, государств (Никарагуа в данном случае действительно не в счет).
НАТО считает возможным обострять шпионский скандал, имеющий очевидную политическую окраску — «как можно доверять стране, которая шпионит внутри нашей организации?» Конечно, пока теоретически можно надеяться на успех российско-американских переговоров по ядерному разоружению, но без смены риторики и политического стиля России, равно как и без осознания США, ЕС и НАТО принципиальной важности Москвы как стратегического партнера, никакого потепления в отношениях не будет.
Экономический кризис объективно даже уменьшил роль России как серьезного геополитического игрока в глазах Запада. А газовая война с Украиной в разгар глобального кризиса и с первым в истории полным прекращением транзита в Западную Европу заставила ЕС по-настоящему задуматься о том, как уменьшить свою энергетическую зависимость от непредсказуемого восточного партнера.
Россия пока не намерена менять свой конфронтационный курс, а Западу, по большому счету, не до России.
Впрочем, один положительный момент есть и в нынешней ситуации: размораживание конфронтации России и Запада совпало с первыми робкими признаками улучшения положения в мировой экономике. Если снова началась политическая конфронтация, может быть, мир начинает выходить из экономического кризиса?