Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

По закону гетто

Русские в Эстонии наблюдают за ней с обидой, превосходством и комплексом неполноценности одновременно

Таллинский бронзовый солдат по-прежнему стоит между эстонским и русским населением Эстонии. Поначалу извинявшиеся эстонцы теперь не вспоминают о событиях, связанных с переносом памятника Солдату-Освободителю. Русские воспринимают эту забывчивость как признак неизбывной русофобии эстонцев.

У странных событий – странные годовщины. После таллинской «бронзовой ночи» 26 апреля 2007-го прошло два года, но все будто бы вчера, и «Ночной дозор» продолжает борьбу за то, что давно упокоилось на воинском кладбище Таллина, а министр иностранных дел России не изменившимся за два года голосом рассказывает «Би-би-си» про кощунственную акцию по переносу памятника Солдату-Освободителю.

Чеканно и будто навсегда, как надпись на монументе.

Эстонцы, два года назад ужаснувшись увиденному, сокрушались: нехорошо получилось, надо было как-то поделикатнее, и даже Март Лаар признавал: что-то неправильное есть в том, что мы живем так, будто бы никаких русских рядом нет.

Прошло два года, никто из эстонцев об этом не вспоминает, и для русских в Эстонии это самый верный признак их неизбывной русофобии. «Они построили симпатичное государство – но для себя», – говорят они, не задаваясь вопросом, для кого они должны были его строить, если неэстонцы критично за этими успехами наблюдали в лучшем случае со стороны.

Да, два года назад случилась очень некрасивая история. Памятник, который мозолил глаза, решили перенести ночью и тайком, вместо того, чтобы сделать это днем и с достойными почестями. И сами эстонцы, между прочим, очень четко для себя разграничивают, что в этой истории правильно, а что постыдно. И спора никакого нет. Они сначала оправдывались, а потом словно спросили себя – а почему они должны оправдываться, если на все вопросы они себе ответили, а тех, кто в стороне, их ответы все равно не интересуют.

Что они могут объяснить тем, кто в ту ночь рвал на себе тельняшки с торжествующим криком «Русский медведь проснулся!» и сублимировал всю ненависть к симпатичной стране, в которой не нашлось места им, с самого начала 90-х так вожделенно ждавших этой «бронзовой» ночи.

И тем, кто не рвал тельняшки, а просто сочувствовал им, сидя у сошедшего вдруг с ума телевизора, тоже ничего не объяснишь про нюансы, про то, что нехорошо, а что неправильно.

Это и есть вопрос: почему эстонцы вообще должны оправдываться? Причем перед всеми, включая просвещенный мир, который вяло, выдавая пережитой опыт пылающих парижских предместий, интересуется: почему не отладили модель интеграции, почему не подумали о рисках двухобщинности? Не подумали. Недоучли. Виноваты. Только перед кем оправдываться и почему?

Ответ есть. Закон гетто. Один проницательный русский человек в Эстонии мне объяснил то, что актуально отнюдь не только для Эстонии, что, в общем-то, теоретически давным-давно исследовано, но вот так внезапно практически воплотилось здесь. «Эстонцы придумывают какие-то формальные программы интеграции, а мы сидим, как негры в Гарлеме, и говорим: а еще вот этого дайте и вот этого, вы же такие успешные, а не дадите, хуже будет. Из гетто никто не запрещает выходить, наоборот, зовут, манят, нет проблем. Но зачем?»

И совершенно не важно, являются ли люди, законсервировавшие себя в гетто, формально гражданами Эстонии, России или не имеют никакого гражданства вовсе – кстати, наиболее выгодный вариант: им открыта безвизовая дорога и в страны Евросоюза, как и гражданам, и в Россию, в которую обладателям эстонских паспортов виза как раз нужна.

Они живут в стране, наблюдая за ней с чувством неизбывной обиды и подсознательного превосходства, и крепнущим одновременно комплексом неполноценности. Этот коктейль – то, что получилось в результате попытки воссоздать для себя привычную апатридную советскую модель.

Два года назад эстонцы попытались наладить с ними диалог, испытав вдруг неожиданный комплекс вины. А потом они от него быстро избавились, потому что ответили себе на вопрос, почему они, собственно, должны оправдываться. И в гетто снова обижены, а тут, пожалуйста, кризис, и с ним выходит, почти как два года назад, как с Бронзовым солдатом, – с одной стороны, неприятно, а с другой – почти праздник сбывшихся ожиданий: поделом!

И за два года стал, пожалуй, окончательно ясен тот урок, который извлекли эстонцы, – в общем-то, примерно тот же самый, что извлекают французы после буйств, выплескивающихся из арабского гетто. Или, вообще, люди, считающиеся себя европейцами, вынужденные сосуществовать рядом с неведомой, непредсказуемой и обиженной массой. Сначала цивилизованный человек смиряет злобу, потому что какой прок злиться на селевый поток, который обрушивается, снося вместе с собой вековые завалы накопившейся грязи. В общем, спрашивать остается только с себя, но быстро выясняется, что, кроме нескольких избитых фраз, ответа нет, и его не требуется, пока снова не начинает искрить. А потом к неизбежному злу привыкают, как привыкают к плохой погоде, а климат в Эстонии на самом деле не ахти. Эстонцы смирились. Виноваты? Может быть. Только перед кем?

Но тут-то и начинается самое интересное – попытка бегства. Татьяна Муравьева, депутат эстонского парламента, два года назад при голосовании по Бронзовому солдату воздержалась. Просто потому, что разграничила то, что в гетто обычно не разграничивают: «Голосовать за перенос я не могла, потому что у меня у самой здесь с войны могилы. А против – глупо, потому что чем Бронзовому солдату не место на воинском кладбище?» Муравьева в гетто враг. Хуже эстонцев. Российский посол в Эстонии, в соответствии с руководящими духом и буквой, назвал эстонские языковые комиссии репрессивным органом для кадровых чисток в русских школах. Таллинский школьник Сергей Метлев публично назвал это заявление неуместным и провокационным. Метлев теперь в гетто тоже враг.

Списки врагов публикуются в отдельно взятых русскоязычных газетах. Есть хорошая новость: за прошедшие два года списки стали длиннее. Есть и плохая: гетто стало еще угрюмее.

Автор — обозреватель газеты «Газета».

Вот кто попался в плен ВС России под Часовым Яром«Киев не переживет»: на помощь России идет новый союзник«Тромб оторвался»: операция сына Сафронова прошла неудачноМинобороны приняло решение по генерал-майору ПоповуНовые обвинения против Скабеевой — в чём дело?С задержанным ректором ПсковГУ оказалось всё не так простоСуд в Москве мигом разобрался с Ренатой ЛитвиновойОбъявили, кем оказался убитый змеей в МосквеТеперь США не отвертятся: Залужный сделал признание об СВОЛюди погибли в Кривом Роге не просто так: на Украине призналисьИзвестили сразу: что произошло с сыном КадыроваГуцул молчать не стала о произошедшем с ней в СИЗОВ рядах ВСУ скандал: женщин не просто так зазывают на фронтУкраинские власти раскрыли гнусную тайну ЗеленскогоГуцул заявила, что творилось с ней в СИЗОКлещи до смерти боятся этого запаха — смело ходите в лесЧто случилось с Людмилой Путиной? Найдены документыБеглую Лазареву* настигла беда: завопила на всю ЕвропуВолна против Овечкина: за что вдруг возненавидели?Север Петербурга в огне: масштаб катастрофы огромен
Новости и материалы
Замглавы Ессентуков заключили под стражу по делу о превышении полномочий
На Украине продолжают пропадать истребители F-16 при неясных обстоятельствах
Раскрыты детали по делу художницы, завербованной Киевом в Молдавии
Мурашко прокомментировал идеологию токсичного бодипозитива
В ФСБ РФ рассказали, где украинские спецслужбы вербуют агентов для диверсий
В Москве выросла цена на жилье для богатых
Женщина едва не лишилась ноги после того, как сделала татуировку
В Киргизии задержали двух граждан за подготовку беспорядков
Зеленский обрушился с критикой на США из-за систем Patriot
В Нижнем Новгороде водитель маркетплейса уволился и украл товары на 1 млн рублей
Российские врачи помогли почти 500 жителям Мьянмы, пострадавшим при землетрясении
Названы 10 самых популярных в России новых автомобилей
Стало известно о нехватке техники у украинских войск в Горнали
Подполье рассказало о датских автобусах для ТЦК
«С детства следил»: голкипер клуба НХЛ восхитился Овечкиным
Внебрачная дочь Мариса Лиепы раскрыла, какое наследство ей досталось от отца
Советник министра спорта назвал успешным выступление россиян на ЧЕ по борьбе
Иностранец пытался вывезти из России золотую цепь на 8,6 млн рублей и попался
Все новости