Во всем виновата Америка. Сначала американцы отобрали у нас Аляску. Потом не дали себя догнать и тем более перегнать. Грозили нам атомной бомбой, нападали на друзей — Вьетнам, Кубу, Ирак. Зловредная держава в советские времена насаждала потребительство и прочее чужебесие, потом и вовсе развалила Советский Союз. А теперь еще вытесняет Россию из бывших советских республик, устраивая «оранжевые революции». И мировой кризис, по словам Суркова, это «волна оскудения, идущая с Запада». Даже протесты в Приморье организованы американцами; по крайней мере, так утверждают депутаты Госдумы Белоконев и Иванов. Бывший мурманский губернатор Евдокимов, оказывается, хотел запродать область Штатам. В общем, «со всех сторон теснят нас злые гады, товарищи, мы в огненном кольце!».
Образ Америки как мирового зла — наследие многолетней советской пропаганды
(замалчивались помощь американцев голодающим Поволжья, роль американских специалистов в исполнении первых пятилеток и ленд-лиз). На все это наложилась рефлексия по поводу утраты Россией статуса великой державы, равноценной США. Да и реальные безобразия, творимые Штатами, такие как война против Сербии, многократно усиливают антиамериканские настроения. И все же нельзя сбрасывать со счетов активную роль государства, постоянно подбрасывающего горючее в топку антиамериканизма. В руководстве страны есть группировки, явно пытающиеся сделать его национальной идеей.
Может быть, власть России, в которой немало чекистов, страдает фобиями, унаследованными от советских времен? На первый взгляд это так. В союзники Москва берет враждебные США режимы — кубинский, венесуэльский, боливийский, пытается, правда без особого успеха, дружить с Китаем и Ираном. Президент Медведев заявляет: в 2011 году Россия в ответ на непрекращающиеся угрозы национальной безопасности начнет «полномасштабное перевооружение» армии и флота. «Друг» Уго Чавес приглашает наши стратегические бомбардировщики летать в Венесуэлу в гости — российские ура-патриоты в восторге. Власти говорят о создании авианосных группировок, истребителей пятого поколения, о «не имеющих аналогов в мире» танках и пробивающих все на свете гранатометах. Дрожи, Америка!
Но Америка почему-то не дрожит. The New York Times и The Wall Street Journal называют заявления президента Медведева «воинственными речами», рассчитанными на внутреннее употребление. Высокомерие уверенных в своих силах американцев? Отнюдь. Просто
из США отлично видно то, что здесь, в России, скрывается за завесой грозных заявлений Москвы. Все эти наши «не имеющие аналогов» военно-технические чудеса власти не собираются использовать даже для психологического давления на заокеанского оппонента.
Нам с гордостью сообщают, на сколько миллионов долларов заключаются контракты на экспорт вооружений; рядом с этими цифрами поставки военной техники в родную армию смехотворно малы. За последние 7 лет армия получила всего 114 новых танков T-90, 20 истребителей СУ-27, 6 штурмовиков СУ-25, 3 бомбардировщика ТУ-160, 4 ударных ночных вертолета Ми-28Н и 2 вертолёта Ка-50 — этого достаточно для армии какой-нибудь Гвинеи-Бисау, а не страны, желающей стать великой державой. При этом Т-90 — это всего лишь подвергнутый рестайлингу старый Т-72, уступающий новым натовским машинам решительно во всем, кроме совершенно не нужной танку скорости, причем при движении исключительно по шоссе. Да и куда поступают эти машины, непонятно: в Южной Осетии наши войска использовали не только Т-72, но и древние Т-62, которым давно пора на металлолом. Ка-52 и Ми-28 в небе Южной Осетии тоже почему-то замечены не были — похоже, хранятся на Тушинском аэродроме для парадов. Об авианосцах и говорить нечего: их просто негде строить. Корабли такого класса строили в Николаеве, оставшиеся в России предприятия не имеют ни необходимого оборудования, ни производственного опыта.
Об уровне внимания власти к обороноспособности страны свидетельствует печальный опыт августовской войны: 58-я армия, расположенная на самом ответственном участке пограничья, не имела современной военной техники, средств связи и должной авиаподдержки.
Если всего этого нет на Кавказе, то где оно вообще может быть? Более того, ход конфликта показывает, что не было и планов ведения военных действий, хотя обстановка в этом регионе нагнеталась месяцами. Колонна бронетехники, ползущая по горам, — эти кадры просто поразили военных экспертов: только в порыве отчаянья можно бросить танки в бой в горах. А если бы грузины решили немного повоевать и послали против наших танков несколько штурмовиков и вертолетов, да просто нанесли бы пару ракетно-артиллерийских ударов? Шоссе у Рокского тоннеля превратилось бы кладбище бронетехники. И сотен наших солдат и офицеров.
Все эти безобразия — не упрек в адрес армии. Она разрабатывает оперативные планы, когда поступает соответствующий приказ, и воюет той техникой, какая поставляется. То есть
армия за время нефтегазового роста последнего десятилетия продолжала терять боеспособность — при нарастающих ура-патриотических криках и постоянных телекартинках с ревущими самолетами и рычащими танками. А ведь воинственная антиамериканская риторика без «железного кулака» — пустой звук.
Может быть, это все от бесхозяйственности и вороватости? Ничего подобного. На самом верху об обороноспособности не думают, а ВПК расценивают исключительно как источник валютных доходов. Неизвестно, кто додумался до того, чтобы превратить систему ГЛОНАСС в коммерческое предприятие — конкурента американской GPS, но это очень показательно: чисто военную систему слежения пытаются заставить приносить прибыль. То, что с технической точки зрения это бред, — отдельная тема; нам важнее то, что наши самые высокопоставленные деятели вспомнили о ГЛОНАСС только в связи с желанием ее коммерциализировать. Ошейник для лабрадора Кони передатчиком ГЛОНАСС оборудовали, а вот про танки, похоже, забыли… А как отнестись к недавнему заявлению министра промышленности Виктора Христенко об истребителе пятого поколения? «В этом же году мы поставим на крыло истребитель пятого поколения», — сказал Христенко в интервью журналу «Итоги». Неужели же наши ВВС получат новый самолет? Нет, об этом глава Минпромторга, оказывается, не думает. «Эти проекты потом уже никому не будут нужны. Это же рынок!» — воскликнул Христенко. То есть «русский стелс» получат ВВС Китая, Индии или Венесуэлы — наверху думают только о его экспорте.
Наши войска на глазах превращаются в бессмысленное скопище людей, которое вскоре вряд ли будет способно противостоять армиям не только развитых, но и развивающихся стран, которые заботятся об обороноспособности. Можно вспомнить и о таких вопиющих «реформах», как ликвидация Бердской бригады спецназа, притом что боеспособных частей и соединений в России осталось всего несколько. И переформирование дивизий начинают почему-то с боеспособных Таманской и Кантемировской, которые надолго потеряют боеспособность, а не с бессчетных недоукомплектованных, недоученных, недовооруженных частей. Отчего так? Очень просто: упомянутые бригада спецназа и две элитные дивизии… слишком дороги. Переоденем парадные части в петушиную форму от Юдашкина, а все остальное «реформируем» до полного исчезновения — вот вам и смысл реформирования армии.
Антиамериканизм, как и вообще антизападничество, нынешних властей России смешны и жалки. Валютный запас они держат в США, детей учат в Англии, виллы покупают во Франции и Испании.
Воевать с кем бы то ни было Москва не хочет (и слава богу!), но боеспособная армия-то нужна — у России союзников нет, а внешние угрозы (со стороны Китая, исламских экстремистов, которые вполне могут захватить власть, например, в Узбекистане) есть. А уж о военном противостоянии с Америкой всерьез думают только простые обыватели, для которых и устраиваются парады и крутятся на экранах картинки с танками и самолетами.
«Пипл хавает», как говаривали циничные пиарщики в 90-е. Руководство страны живет в совершенно другом мире, где ни о какой России как великой державе, ни о каком антиамериканизме речи не идет. Это национальная идея специально для такого «пипла», которым те, кто наверху, похоже, считают всех нас.