Личное участие президента Медведева в открытии завода по сжижению природного газа (СПГ), построенного в рамках проекта СРП «Сахалин-2», является символическим событием сразу в нескольких отношениях. На фоне раскручивающегося маховика экономического кризиса в стране, снижения объемов промышленного производства в строй вводится первый в России и один из крупнейших в мире заводов СПГ. В то время как алчущий глаз крупных, прежде всего т. н. «государственных» компаний, ищет общественных денег, государственной поддержки, бюджетного финансирования, демонстрируется сила частной инициативы, с нуля создается гигантский инвестиционный проект, реализуемый на частные деньги.
Более того, проект «Сахалин-2» реализовывался на деньги группы иностранных компаний в атмосфере неприязни властей к иностранным инвестициям в нефтегазовую промышленность России. Эти компании в течение многих лет несли все риски, подвергались административному давлению, прилюдному шельмованию и, несмотря ни на что, выстояли и довели дело до победного конца, принеся в Россию не только огромные средства, но и новые технологии, знания и опыт.
Заявления Медведева на Сахалине – приговор той экономической политике, которая была связана с именем Путина и уходит в прошлое по мере развития кризиса.
Именно нефтегазовый комплекс был избран в начале века преемником Ельцина в качестве предмета преимущественного интереса. Контроль над ним обеспечивал доступ к рычагам огромного финансового и политического влияния. Ради этого осуществлялся захват ЮКОСа и штамповались уголовные дела против его сотрудников, выстраивалась агрессивная «газовая дипломатия» и «возвращение государства в ТЭК» в результате искусственного возвышения государственных по форме компаний и контролирующих их денежные потоки доверенных людей бывшего президента.
В условиях шальных денег ужесточающийся политический режим позволял с легкостью отметать любую критику в свой адрес. Соглашения о разделе продукции в России исторически всегда связывались с экономической идеологией российской либерально-демократической оппозиции, а вот противодействие СРП всегда являлось почти исключительным достоянием различного рода сторонников авторитарных методов политического управления страной.
Российская модель соглашений о разделе продукции (СРП) пришлась не ко двору в условиях благоприятной экономической конъюнктуры 2000-х годов. Официальная пропаганда представляла ее уродливым искривлением «проклятых 90-х», в то время как на ее фоне становилось очевидным идейное убожество проводившейся энергетической политики с характерными для нее самоуправством чиновников, давлением силовых ведомств на бизнес, неуважением к условиям подписанных контрактов, отсутствием гибкой системы налогообложения. И
чем больший спрос предъявлялся на углеводороды, чем быстрее росли на них цены, тем легче оказалось замалчивать достоинства режима раздела продукции и контрактов, заключенных на этих условиях, распространять искаженную картину о СРП.
Но тут грянул кризис, и мифы начали лопаться, как мыльные пузыри.
К этому моменту в России сохранились в виде «заявки на будущее» только три СРП, на условиях которых реализуются крупные нефтегазовые проекты «Сахалин-1», «Сахалин-2» и Харьягинское месторождение в Ненецком автономном округе.
Каковы же, по словам Медведева, результаты работы на сегодняшний день в рамках самого крупного из сохранившихся проектов – «Сахалина-2»? Оказывается, создано «одно из самых передовых и самых современных видов производств, которое отвечает самым высоким стандартам», имеющее «стратегическое значение… для нашей страны». При этом президенту захотелось «поблагодарить руководителей компаний «Шелл», «Мицуи», «Мицубиси» и «Газпрома» за совместную работу, а также, конечно, оператора проекта компанию «Сахалин энерджи» за то чёткое взаимодействие, которое было обеспечено на протяжении этой фазы реализации проекта».
По словам президента, «продукция завода законтрактована уже на десятилетия вперёд… это, вне всякого сомнения, укрепляет позиции России как крупнейшего участника энергетического рынка, и не буду скрывать – мы этим очень довольны». При этом проект СРП «Сахалин-2» оказал позитивное влияние и на социально-экономическую обстановку в стране, т. к. «в период пиковой нагрузки здесь работало до 25 тысяч человек… очень большой, дружный международный коллектив, который создал этот уникальный проект». Да и вообще, «крупные энергетические проекты в России закладывают основу экономического роста». Можно только догадываться,
насколько более прочной оказалась бы «основа экономического роста», если бы реализуемых в России соглашений о разделе продукции было в несколько раз больше. Если бы они касались не только крупных проектов, но и послужили, как планировалось 15 лет назад, моделью отношений между государством и инвесторами при разработке небольших, часто бросовых месторождений.
Если бы они использовались не только для добычи углеводородов. Если бы экономические власти, наконец, перешли бы от слов о поддержке отечественного производителя к делу да подготовили бы программы по стимулированию российских предприятий – потенциальных подрядчиков проектов на условиях СРП.
Дорога к рациональной экономической политике, применению СРП, основанному на рентном, следовательно, индивидуальном подходе к разработке месторождений в нашей стране, не закрыта и сегодня. Тем более в условиях очевидного успеха СРП и столь же очевидного кризиса действующей налоговой модели «НДПИ + экспортная пошлина». В последнем убеждают как буксующие проекты (например, разработка Штокмановского месторождения), так и мучительный поиск моделей, пытающихся имитировать СРП, т. е. добиться положения, при котором подход оставался бы прежним, а результаты вдруг стали такими же, как и при использовании СРП.
Между тем, применение моделей отношений между государством и частным капиталом, касающихся использования общественной собственности и основанных на договорах (к ним, кстати, помимо СРП относятся и популярные ныне концессионные соглашения – основа государственно-частных партнерств), будет тем более успешным, чем больший прогресс будет достигнут в уважении прав частной собственности.
Речь, следовательно, идет о постепенном демонтаже инструментов управления страной, возникших после краха коммунистического государства. И чем быстрее и глубже существующее сегодня государственное устройство будет эволюционировать, принимая элементы работоспособной российской модели либерально-демократического государства, тем большие гарантии могут быть предоставлены частной собственности. Такой подход, во всяком случае, предполагает освобождение от т. н. «государственных компаний», в которых непонятно, где начинается общественный интерес и заканчивается частный.
Применение инструментов экономической политики, с успехом опробованных в рамках всего лишь двух проектов на Сахалине, возможно повсюду, где общество сталкивается с задачей использования индивидуальных по своей отдаче ресурсов: подобные государственно-частные партнерства могут принести огромный социально-экономический эффект в сельском хозяйстве, при модернизации дорожной инфраструктуры, в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Все сегодняшние спазматические попытки любой ценой остановить разрастающийся экономический кризис, стимулировать экономический рост предпринимаются на основе политических и экономических институтов, уже показавших слабую эффективность в 90-е годы.
Если что и изменилось за годы экспортного изобилия, так это лишь то, что все эти институты стали только слабее в силу общей деградации политической системы и подавления частной экономической мотивации.
Более быстрый и менее болезненный выход из кризиса возможен только при кардинальном изменении институтов, в рамках которых существует сегодня российская экономика.
Проект СРП «Сахалин-2» — это послание президенту Медведеву из начала 90-х годов, в которых, конечно, было всякое, но в том числе и труд большого числа людей как на Сахалине, так и в Москве, веривших в то, что в нашей стране возможно создание либеральной демократии, экономический рост, проекты, созданные на высочайшем мировом уровне…
Волею судьбы, а точнее благодаря ежедневным усилиям людей на протяжении последних 15 лет, сегодня на Сахалине президент Медведев смог убедиться в том, какой отличный результат может быть достигнут при сочетании частного интереса, рациональной экономической модели и либерально-демократического по своей сути подхода.
Другое дело, смогут ли власти за этим частным сахалинским успехом разглядеть собственные ошибки последних лет и пересмотреть проводимую в стране экономическую политику.