Страх перед призраком народных протестов заставляет власть поспешно поднимать упреждающую волну — устраивать массовые шоу в поддержку самой себя. Времени на креатив нет, и
в качестве образцов для подражания в ход идет все, что попадается под руку: от старых, залежавшихся в нафталине агитприемов и до самых свежих ноу-хау. От «директорских забастовок» в стиле окаянных 90-х и до высокотехнологичных акций «Наших» и сторонников «плана Путина».
На 31 января «Единая Россия» планирует всероссийскую манифестацию в защиту премьера и его антикризисного курса. А до этого в качестве разминки проводится серия пробных акций — по большей части в местах локализации предприятий автомобильной промышленности.
Некоторые из них уже состоялись — например, митинг тысячи рабочих в городе Волжском у проходной местного автобусного завода, устроенный под руководством его администрации.
Духоподъемная резолюция этого собрания, включающая скрупулезно составленный перечень лоббистских заказов, с головой выдает подлинных авторов: «…Оказать поддержку в заключении договора на поставку продукции ОАО «Волжский подшипниковый завод» с крупнейшим потребителем ОАО РЖД, включить Волжское автобусное производство в государственную программу поддержки автопрома…» и еще многое в том же духе.
Желание предприимчивых менеджеров запустить руку в государственную казну очевидно и понятно. Стремление распорядителей этой казны получить от них взамен если уж не производственные успехи, так хотя бы хвалебные слова в свой адрес понятно ничуть не меньше. Готовность тех и других использовать рабочих в качестве статистов тоже очевидна и даже естественна.
Но гораздо менее очевидно, какие конкретные политические задачи могут быть решены такими способами. Даже если над толпами митингующих поднимутся более отточенные лозунги вроде «Поддержишь автопром — поддержишь Путина!».
В кремлевской администрации полагают, и, будем надеяться, искренне, что для рядового человека «поддержка Путина» и даже «поддержка антикризисных мер, предложенных правительством», — это своего рода самоцель, по меньшей мере важная личная задача.
Из этого наивного посыла и вытекает желание вывести на улицы «путинское большинство» в качестве «нашего ответа Владивостоку», а также Риге, Вильнюсу и прочим восточноевропейским столицам, по которым прокатились антиправительственные беспорядки.
У нас до массовых антиправительственных беспорядков сегодня почти так же далеко, как далека была несколько лет назад и переполошившая наши верхи «оранжевая угроза». Но
пришедшая из спецслужб идея «профилактики» заставляет с полным государственным размахом бороться против того, чего еще нет и, может быть, даже совсем не будет.
В спокойные времена вели себя так, будто на дворе кризис. Отменяли выборность губернаторов — не оттого, что они были такими уж оппозиционерами, а чтобы не стали таковыми впредь. И год за годом шлифовали законодательство о выборах и партиях — не потому, что конкуренты единороссов были сильными, а чтобы не стали сильными никогда. Ну а сейчас поднимают народ в защиту начальства, хотя всерьез против него почти никто еще и не выступает. Разница только в том, что на дворе нынче и в самом деле кризис и конечный результат может оказаться не таким, как в прошлый раз.
Давние «директорские забастовки» имели совершенно конкретную цель — выколотить из центра поблажки и кредиты, и этой цели часто достигали. Театрализованные акции нашистов тоже ставили и решали задачи ясные и прозрачные — обеспечить телевизионную картинку и освоить выделенные бюджеты. А вот что принесут нынешние постановочные акции народной любви ко всем новейшим начальственным мероприятиям, будь то на заводах или на городских площадях?
Прибавят веса требованиям лоббистов? Но, во-первых, их заявки и без этого принимаются к исполнению, а во-вторых, по сигналу сверху веса не прибавишь. Убедят потенциальных протестантов, что против них большинство? Но вид людей, уныло митингующих по обязанности, может убедить только в чем-то противоположном. Продемонстрируют народу с экранов, что все в порядке? Но
восхваления в адрес вождей и радостные клики в поддержку правительства — совсем неподходящая агитационная техника в тяжелые времена.
Сталин в 1941-м понимал это очень хорошо.
Несвоевременные и прямолинейно срежиссированные проправительственные акции сливаются в фальшивый утомительный звон и, скорее всего, просто пройдут мимо сознания публики. Ну а если вдруг не пройдут, так того и гляди станут детонатором акций антиправительственных. Ведь
даже у самого смирного человека появятся несанкционированные мысли, если он сравнит казенные зрелища с тем, что видит вокруг себя.
Общественный ресурс антиправительственного протеста на сегодня мал. Нет ни популярных альтернативных программ, ни влиятельных альтернативных политиков, ни сильных альтернативных профессиональных организаций. Все это понемногу будет появляться, но сегодня российское общество, аполитичное и раздробленное, совсем еще не готово брать инициативу в свои руки. И запаса этой апатии может хватить надолго, если взвинченные и перепуганные верхи сами не раскачают лодку.
В. Ю. Сурков и другие высокообразованные кремлевские технологи наверняка слыхали о русской пословице «не буди лихо, пока оно тихо», но, кажется, еще не прочувствовали всю ее глубину.